Компания Orange Business Services представила результаты исследования отечественного корпоративного рынка Интернета вещей, проведенного в шести отраслях, наиболее перспективных с точки зрения реализации проектов соответствующей направленности. К числу таких отраслей авторы исследования отнесли транспорт, финансовую сферу, сельское хозяйство, розничную торговлю, строительство интеллектуальных зданий и промышленность; исследование проведено совместно с агентством iKS-Consulting.
Текущий суммарный объем этого рынка исследователи оценили почти в 21 млрд руб. По прогнозам, до 2020 года он будет расти ежегодно в среднем на 12% и достигнет 30 млрд руб.
К отличительным особенностям сегодняшнего состояния дел в области Интернета вещей авторы исследования относят реализацию пилотных проектов, проведение многочисленных тестовых испытаний, формирование экспериментальных площадок, причем в значительной степени под влиянием стратегических установок государства на цифровизацию отечественной экономики.
«Цифровая трансформация опирается на углубляющуюся автоматизацию бизнес-процессов. Мы видим, что продажи наших ИТ-услуг в России возросли более чем вдвое, в то время как продажи телекоммуникационных сервисов — на 15%», — подчеркнул Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса Интернета вещей департамента глобальных решений и услуг OBS.
На сегодняшний день наибольшая доля охваченного исследованием рынка Интернета вещей, 13,1 млрд руб., приходится на транспортную отрасль. Далее следуют промышленность (3,6 млрд), интеллектуальные здания (2,1 млрд), финансы (1,2 млрд), розничная торговля (0,7 млрд) и сельское хозяйство (0,1 млрд).
В OBS рассматривают решения в области Интернета вещей как один из основных способов повышения конкурентоспособности своих клиентов |
По словам Сергея Езыка, генерального директора «Центра 2М», транспортная отрасль, на решениях для которой специализируется эта компания, переживает подъем интереса к Интернету вещей, который стимулируется ростом числа подключенных автомобилей, а также организаций, использующих формируемые ими данные, включая лизингодателей, муниципалитеты, страховщиков, появлением технологий анализа параметров и предсказательной аналитики возможных неисправностей.
Транспортная отрасль лидирует также по затратам на внедрение решений Интернета вещей, которые составляют 16% общих расходов на информационные технологии. Соответствующий показатель в области интеллектуальных зданий — 4%, в промышленности — 2,5%, в сельском хозяйстве — 2%, в розничной торговле — 1,6%, в финансовом секторе — 1%.
К 2020 году эксперты ожидают наиболее высокий рост внедрений решений для Интернета вещей в розничной торговле, где в настоящее время насчитывается 1,4 млн подключенных устройств, полагая, что в течение трех лет их число вырастет до 4 млн.
К факторам роста эксперты относят такие решения, опирающиеся на широко распространенные системы управления отношениями с клиентами (CRM) и управления цепочками поставок (SCM), как мониторинг потоков покупателей в торговых залах на базе мобильных технологий, формирование адресной рекламы, распознавание лиц, отслеживание движения товаров с использованием RFID-технологий и т. д.
Тем не менее, несмотря на ожидания бизнеса в повышении операционной эффективности при развертывание проектов Интернета вещей, проблемы в экономике и нехватка финансовых средств препятствуют росту инвестиций в ИТ-системы.
Ассоциация насчитывает около 40 организаций; до конца года, как ожидается, их число увеличится как минимум в полтора раза. Среди уже разработанных ассоциацией программных документов дорожные карты использования Интернета вещей в агропромышленном комплексе и его применения для идентификации животных, ведутся работы в области учета потребления ресурсов в ЖКХ.
По мнению авторов исследования, среди участников рынка Интернета вещей в нашей стране около 80% составляют разработчики платформ и программного обеспечения, а также системные интеграторы. Оставшиеся 20% — операторы связи, производители датчиков и других видов устройств.
«Мы рассматриваем решения в области Интернета вещей как один из основных способов повышения конкурентоспособности наших клиентов, работающих в различных отраслях, сокращения операционных издержек и внедрения новых бизнес-моделей», — подчеркнул Ласовский.