Почему автоматизация, будучи благом, часто превращается в боль, слезы, а то и издевательство над здравым смыслом? Размышлениям на эту тему и практическим рекомендациям по внедрению АСУП были посвящены самые яркие выступления на конференции «Автоматизация типографий без секретов», организованной журналом Publish совместно с «ITE Москва» на выставке Printech 2017.
Типографии не готовы думать об АСУ в начале пути, покупают софт в последнюю очередь; в результате бизнес-процессы, заложенные в ПО, и процессы протекающие в компании, кардинально разнятся, полагает Руслан Галифанов, основатель и генеральный директор типографии «МДМпринт». По его наблюдениям, поставщики не готовы инвестировать в свой продукт, а развитие за счет средств покупателя приводит к тому, что ПО отражает логику бизнеса отдельно взятой типографии.
Выбирать систему автоматизации типографиям приходится из десятка коробочных продуктов отечественных разработчиков, причем каждый такой продукт требует кастомизации. Григорий Гольдман, руководитель отдела развития и перспективных разработок типографии Fast Print в Санкт-Петербурге, старается быть объективным: «Рынок софта для типографий слишком мал, чтобы на нем можно было заработать средства для развития ПО, разработчики делают, что могут, но на таком количестве внедрений добросовестно оттестировать продукт просто невозможно».
Выбор поставщика — большая и серьезная работа, и относиться к ней надо добросовестно, ответственно и с четким пониманием результата, который хочешь получить, подчеркнул он. Необходимо обойти максимальное количество поставщиков, потратив на каждого не менее 10 часов рабочего времени, чтобы понять, как работает его продукт, каких компетенций персонала он требует и какого объема кастомизации.
«Внедрение нельзя сделать на 99%, в этом случае результата не будет», — утверждает Гольдман. При неправильно настроенной системе время исполнения заказов в типографии только увеличится.
Для внедрения, по мнению Гольдмана, нужна воля, требовательность к себе и к людям, даже денег нужно не много. В Fast Print cами разработали автоматизированную онлайн-систему проверки и подготовки макетов, через которую проходит 90% заказов. В сутки обрабатывается в среднем 500 заказов на сборные тиражи, 95% из них поступают онлайн. В АСУП работают все 76 сотрудников компании.
«Самый главный риск внедрения — это персонал, который не хочет никакой системы управления, любит бардак и чувство собственной незаменимости, — говорит Гольдман. — Поэтому будут и увольнения, и саботаж, и итальянские забастовки».
Однако проблемы внедрения рано или поздно заканчиваются, а вот администрирование и эксплуатация системы — задача бесконечная, ежедневно требующая от руководителя не меньше одного-двух часов в день. Это необходимо для постоянного контроля за правильностью работы персонала с АСУП и пресечения попыток модификации системы «из лучших побуждений». АСУП требует жесткого следования протоколам и регламентам, и персонал надо обучить делать не «как лучше», а «как написано».
Случай с «Копитаном»
Куда завела автоматизация сеть копицентров «Копитан», рассказал бывший владелец компании, Евгений Ашурков, ныне генеральный директор «Альбомикс». В 2009 году оборот сети составлял около 100 млн руб., и 10 из 50 ее сотрудников принимали заказы. Основными клиентами были такие крупные компании, как McDonald’s и L’Oreal.
«Оглядываясь назад, я понимаю, что сначала надо было найти свою нишу на рынке, очертив круг стандартных продуктов, и только потом автоматизировать стандартизованные процессы, а тогда этого делать было нельзя», — признает Ашурков.
Автоматизацию компании вели сразу с двух флангов — модернизировали сайт и делали интегрированную с «1С» онлайн-систему расчета стоимости заказов с нормированием производственных операций. Однако в условиях оперативной коммерческой печати не учли, что переход с одного заказа на другой занимал больше времени, чем собственно изготовление заказа, поэтому нормирование особой ценности не имело.
«Автоматизацией производства имеет смысл заниматься только тогда, когда вы решили все проблемы с автоматизированным процессом приема заказов и стандартизацией продуктов», — отметил Ашурков. Он рекомендует идти от простого к сложному, не замахиваясь на автоматизацию «всего и вся», так как экономический эффект в этом случае может не покрыть расходов.
«Альбомикс» стал той частью бизнеса, где был определен стандартный продукт. Автоматизированная система «Альбомикс» включает онлайн-конструктор фотокниг и другой сувенирной продукции, личный кабинет заказчика и административную часть. «Построить хороший бизнес на готовом решении нам не удалось, все ПО написано своими силами и создавалось по потребности, можно сказать, Agile на коленке», — говорит Ашурков.
В итоге производственная часть «Копитана» была продана, и «Альбомикс» теперь автоматизирует взаимодействие со сторонними типографиями.
***
Руководители типографий поделились собственным опытом автоматизации, выступили также представители разработчиков специализированного ПО. Владислав Шержинский, генеральный директор «Медиасофта» (Санкт-Петербург), и Андрей Наумов, генеральный директор «Веб2Принт» (Батайск, Ростовская область), рассказали о возможностях своих продуктов, но, что более важно, дали собравшимся надежду на лучшее, заверив, что при должной настойчивости и воле руководства автоматизировать типографии возможно на любом этапе их жизненного цикла.
Каким быть электронному экземпляру?
Союз издателей ГИПП приглашает издателей принять участие в обсуждении подзаконных актов к закону «Об обязательном экземпляре документов».
Напомним, вступивший в силу 1 января 2017 года закон «Об обязательном экземпляре документов» предписывает издателям отправлять в целый ряд госучреждений, помимо бумажной версии СМИ, еще и электронную.
Электронная версия определяется так: «Экземпляр печатного издания в электронной форме — электронная копия оригинал-макета, с которого осуществлялась печать документа, воспроизводящая информацию, содержащуюся в изданном документе (печатном издании), включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления». По мнению исполнительного директора Союза издателей ГИПП Елены Шитиковой, столь поверхностное определение может повлечь за собой проблемы для издателей, а потому требует серьезных корректировок.
Содержание электронной версии должно быть идентично печатной, подчеркивает Шитикова, однако электронные макеты не должны предоставляться в таком виде, чтобы их можно было использовать для последующей печати или допускать контрафактное распространение электронных версий изданий. Кроме того, требование об обязательных электронных экземплярах не должно распространяться на вложения в них и приложения, в том числе, схемы, образцы и т. д. (например, выкроек для журнала Burda в России в формате pdf в принципе нет: они печатаются централизованно в Германии).
Чтобы не допустить злоупотреблений находящимися в свободном доступе электронными экземплярами изданий, в ГИПП предлагают обеспечить издателям право предпринимать защитные меры, с тем чтобы электронные экземпляры были доступны для читателей, но не могли использоваться для неразрешенных издательствами целей.
Также в ГИПП считают необходимым предусмотреть единый формат файлов, а также возможность передавать обязательные электронные экземпляры напрямую в специальные архивы получателей и избежать при этом промежуточных носителей — DVD, флешек и проч.