Представляя новый проект банка, Юрий Андресов, председатель правления Home Credit Bank, напомнил, что первоначально процесс получения кредитов был крайне долгим — соискатель заполнял огромную бумажную форму, в которой отвечал на десятки вопросов, а потом кредитный комитет неделю решал вопрос — «достоин ли?». Поэтому, когда банк вышел на рынок с предложением выдавать кредиты после расcмотрения запроса в течение получаса прямо «на кассе» (point of sales — «точка продаж»), это радикально изменило рынок потребительского кредитования.
С того времени многое изменилось. Прежде всего — состав и привычки потенциальных заемщиков. К молодежи и небогатым покупателям присоединились люди 25–35 лет с высшим образованием и неплохими доходами. Более того — возможность «взять сейчас, а платить потом» распробовали люди с очень неплохими заработками, способные купить понравившийся товар сразу. Появление солидных клиентов привело к тому, что POS-кредитование стало одним из самых устойчивых на рынке необеспеченных кредитов, а доля «просрочки» в портфеле банка с середины 2014 года упала почти втрое, с 11,6% до 4%.
С другой стороны, обеспеченный современный покупатель в массе привык к онлайн-шопингу и к возможности осуществлять платежи и заказы быстро, без лишних формальностей и тем более длительного ожидания. Что осталось неизменным — слово «кредит» по-прежнему вызывает негативные ассоциации, а возможность (пусть даже теоретическая) получить отказ в кредите в точке кредитования представляет собой болезненный удар по самолюбию.
Поэтому в течение длительного времени банк, вопреки своему названию, предлагает не «кредит», а «рассрочку», доля которой в POS-портфеле достигла 70%. И следующий шаг — открытие на сайте homecredit.ru «магазина, в котором деньги не нужны». Сейчас там около 10 тыс. наименований товаров, предоставленных партнерами; к концу года, как полагает Андресов, в магазине будет предлагаться около 30 тыс. позиций.
Революционность новой торговой площадки, как считают в банке, заключается в возможности получить одобрение в течение нескольких минут в онлайн-режиме. Новому покупателю надо для получения рассрочки заполнить десяток стандартных полей, клиенту банка — просто идентифицировать себя на сайте. При этом оценку «благонадежности» потенциального покупателя, по словам Артема Алешкина, заместителя председателя правления, отвечающего за управление блоком маркетинга и онлайн-бизнеса, осуществляет тот же скоринговый механизм, что и в случае выдачи обычных POS-кредитов и рассрочек. К нему подключено восемь онлайновых источников (кредитные бюро, операторы связи, Mail.ru и «Яндекс»).