В жизни Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, призванной заменить собой все региональные, муниципальные и ведомственные ИТ-решения в области ЖКХ, наступает новый этап. С 1 июля в ней должны будут разместить информацию все поставщики коммунальных услуг и управляющие компании (кроме работающих в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — им дан еще год, до 1 января 2019-го). Тех, кто этого не сделает, с 1 января 2018 года начнут наказывать рублем — для первых штраф составит 200 тыс. руб., для вторых — 30 тыс. Кроме того, гражданин, не нашедший в ГИС свою платежку, может за услуги ЖКХ не платить вообще. Переход на единую систему должен будет сделать жилищно-коммунальный сектор абсолютно прозрачным, ради этого, собственно в 2014 году проект и стартовал.
Впрочем, как отметил Михаил Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, тянуть до последнего вышеназванные организации не намерены — на настоящий момент в системе зарегистрировано более 75 тыс. поставщиков и почти 20 тыс. управляющих компаний, размещена информация о 11,5 млн домов и результатах более 269 тыс. проверок, проведенных контролирующими органами. Содержится информация о 483 тыс. договоров управления, фиксируются показатели более 238 тыс. общедомовых и свыше 9,3 млн индивидуальных приборов учета, поддерживается более 36 млн лицевых счетов. С ГИС ЖКХ состыковано 1945 ИТ-систем, в том числе более 500 банковских решений для совершения онлайн-платежей.
Михаил Евраев полагает, что ГИС ЖКХ обеспечит полную прозрачность жилищно-коммунальной сферы Источник: minsvyaz.ru
|
Во многих регионах отрапортовали о 100-процентной готовности работать через dom.gosuslugi.ru, но есть и такие, где не дотянули и до 50%. Разнобой в степени готовности субъектов Евраев объяснил, в частности, тем, что после начала промышленной эксплуатации вскрылось «много региональных особенностей», которые невозможно было выявить в ходе пилотных проектов. Для решения возникших проблем создана служба поддержки, работой которой, по данным за апрель, довольны 92% обратившихся. 30% обращений происходит по телефону (среднее время ожидания ответа оператора составляет 7 секунд), 70% — через личный кабинет (в среднем ответ приходит в течение двух с половиной суток).
Главным результатом внедрения ГИС ЖКХ Евраев считает то, что весь путь денег от потребителя к поставщику услуг смогут проследить все заинтересованные лица, имеющие на это право. Если, скажем, деньги не дошли до поставщика услуг, то легко будет выяснить, уклонился ли от оплаты конкретный потребитель, «зажала» ли деньги управляющая компания или они застряли в банке: ГИС ЖКХ отображает все коммунальные платежи, независимо от того, были ли они сделаны через саму систему, через какую-либо систему онлайн-платежей или по старинке в отделении банка. Кроме того, в ходе занесения данных в систему была проведена всероссийская инвентаризация жилищного фонда в целом. Когда она завершится, станет возможным переход на систему уникальных лицевых счетов, по которым будет гораздо проще платить за коммунальные услуги.
Александр Морлок, вице-президент компании ЛАНИТ, разработавшей систему, заверил в ее безопасности, подчеркнув, что ГИС ЖКХ аттестована ФСТЭК и ФСБ по третьему классу защиты данных, причем наряду с программным обеспечением аттестацию прошли также системы физической защиты, регламенты и т. д. Например, сервер ГИС ЖКХ стоит в отдельном помещении, и для получения физического доступа к нему необходимо не менее двух сотрудников с соответствующими правами. Как утверждает Морлок, даже в случае самой серьезной аварии на сервере система восстановит свою работу через час. Решается вопрос о создании территориально разнесенного кластера.
Создана ГИС ЖКХ на открытом ПО, в частности с использованием СУБД Postgres. По словам Морлока, применение этой СУБД в системе масштаба ГИС ЖКХ потребовало от специалистов ЛАНИТа некоторых ухищрений: задачи, которые Oracle умеет решать «из коробки», в случае с Postgres приходилось разбивать на отдельные части.
В планы развития ГИС ЖКХ, кроме упоминавшегося перехода на систему лицевых счетов, входит внедрение на сайте юридически значимой системы голосований соответствующего масштаба.