Современные объединенные коммуникации и системы видео-конференц-связи — неотъемлемые компоненты цифровой трансформации предприятий, подчеркнул в своем докладе Эндрю Хаг, вице-президент по системному инжинирингу компании Polycom в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, выступая на традиционном форуме «Бизнес-видео 2017», организованном «Журналом сетевых решений / LAN». О работе Polycom в нашей стране и специфике российского рынка корпоративных коммуникаций Computerworld Россия рассказал Сергей Хомяков, генеральный директор компании в России и других странах СНГ.
— Российский рынок систем корпоративных коммуникаций переживает не лучшие времена. Как вы оцениваете общую ситуацию, а также перспективы роста этого рынка?
Я бы начал с мирового и европейских рынков, где, по мнению аналитиков, в этом году можно ожидать трехпроцентного роста в сегменте оконечных устройств комплексов видеообщения и увеличения почти на 20% объема продаж продуктов SIP-телефонии. Россия и другие страны СНГ, как правило, следуют мировым тенденциям, однако в настоящее время здесь сложная экономическая ситуация, что вносит свои коррективы. В прошлом году ВВП нашей страны уменьшился почти на 2% в рублевом исчислении. Однако, по оценкам экономистов, которые подтверждаются прогнозами Всемирного банка, в 2017 -м ожидается уже рост ВВП на те же 2%, что должно сказаться и на отечественной ИТ-отрасли в целом, и на ее отдельных сегментах, включая все виды корпоративных коммуникаций.
— Сегодня очень много говорят о цифровой трансформации. Насколько она влияет на развитие систем видеообщения и коммуникаций сотрудников компаний?
Такое влияние очевидно. Очень яркий пример трансформации — начавшийся перевод значительной части персонала оператора «ВымпелКома» на работу вне офисов компании. Он позволит снизить миллиардные расходы на арендную плату и модернизировать ИТ-инфраструктуру, включая системы ВКС, ценность которых, как и других видов корпоративных коммуникаций, существенно возрастет при кардинальном изменении бизнес-модели. Однако пока «ВымпелКом» — первая ласточка среди крупных организаций СНГ; у нас все-таки привыкли к тому, что все сотрудники сидят на своих местах и ждут распоряжений начальства.
Еще один пример — относительно небольшой разработчик программного обеспечения, где хотят организовать видео-конференц-связь между офисами, чтобы повысить эффективность работы. Все это свидетельствует о начале процессов трансформации бизнеса и о том, что эти процессы способствуют развитию нашего сегмента рынка.
Сергей Хомяков: «Цифровая трансформация, которая немыслима без эффективного взаимодействия сотрудников предприятий, стимулирует развитие рынка корпоративных коммуникаций» |
— Кого вы относите к основным заказчикам комплексов ВКС в нашей стране?
Это по-прежнему крупные и средние организации, численностью от пятисот человек. Наметился было рост спроса и со стороны компаний меньшего размера, но экономический спад, начавшийся в 2014 году, подействовал на них весьма негативно. Думаю, сегодня практически у всех ИТ-вендоров заказчиков из сегмента SMB стало намного меньше. Остается надеяться на улучшение общей экономической ситуации.
— Что происходит в настоящее время в области конкуренции?
Конкурентная среда меняется, изменения тесно связаны с рыночными и технологическими тенденциями. Речь идет о социализации коммуникаций, упрощении оконечных устройств и желании пользователей получить в свое распоряжение больше функций за меньшие деньги.
Социализация повышает спрос на программные решения. Создается все больше гибридных систем, сочетающих традиционные аппаратные комплексы и новые программные разработки, такие, к примеру, как наша программная инфраструктура для совместной работы RealPresence Clariti. Спрос на программные решения растет, но, как мне кажется, в России в течение пяти ближайших лет будут больше распространены гибридные системы. Тем не менее на рынке появляется много новых игроков, специализирующихся на программных продуктах. Эти компании не совсем типичны для нашей среды, но их число растет, так что конкуренция обостряется.
При этом рынок наполняется многочисленными азиатскими компаниями, которые предлагают привлекающие пользователей цены. Однако им нужно еще поработать, чтобы довести качество продуктов и сервиса до соответствия ожиданиям рынка. Есть и отечественные разработчики, которые постоянно совершенствуют свою продукцию.
Происходит постепенное упрощение оконечного оборудования, но для того, чтобы обеспечить привычный уровень сервиса, приходится усложнять инфраструктуру. Это укрепляет позиции крупных производителей, так как всегда есть заказчики, которым нужны качественные премиальные решения.
— Каким образом санкции отражаются на деятельности Polycom в нашей стране?
Санкции затрудняют работу американских и европейских компаний с заказчиками из ряда отраслей. В 2015 году мы представили специально разработанные для российского рынка продукты — RealPresence Collaboration Server RMX 2000 и Collaboration Server 4000. Это позволяет продолжать поставки инфраструктурных решений нашим традиционным заказчикам, в том числе силовым ведомствам. Такие продукты имеют уникальные номера партий и доступны только на местном рынке.
Спад экономики заставляет всех российских потребителей продукции Polycom гораздо тщательнее подходить к выбору проектов, аккуратнее работать с бюджетами. Мы стараемся быть ближе к их задачам, предлагать кастомизированные решения с оптимальным соотношением стоимости и нужного функционала. Кроме того, выпуск таких новых продуктов, как RealPresence Trio, позволяет нам работать с теми заказчиками, которым уже недостаточно конференц-телефонов, но которые еще не готовы перейти к групповым системам.
— Компания Polycom вошла в состав Siris Capital Group. Это может сказаться на вашем российском бизнесе…
Эта сделка связана в первую очередь с изменением формы собственности Polycom, которая стала теперь частной компанией, появились также новые люди в руководстве. Однако заметных для нас изменений не так уж и много, кроме, пожалуй, перехода от квартального к годовому планированию. Все главные стратегические цели остаются неизменными: сохранение инновационности и вывод новых продуктов; увеличение доли на мировом и локальных рынках; расширение сотрудничества в рамках глобального альянса с Microsoft. Для нас по-прежнему важны партнеры, работающие в канале продаж, мы их поддерживали и будем поддерживать, используя все наши инженерные, финансовые и маркетинговые ресурсы.
— Как можно оценить влияние альянса Polycom и Microsoft на российский рынок?
В России, да и в других регионах, число проектов, в которых используется интеграция наших продуктов, в первую очередь с решением Microsoft Skype for Business, постоянно увеличивается. Здесь мы ведем проекты в финансовой и телекоммуникационной отраслях, в энергетике. Регулярно встречаемся с коллегами из Microsoft, обсуждаем и вместе проводим маркетинговые и технологические программы. Оборудование Polycom представлено и постоянно обновляется в техническом центре Microsoft. Совместный бизнес приносит нам сегодня более 10% суммарных доходов, и этот показатель растет.
— Запланированы ли на этот год новые проекты?
Они уже есть, их число будет расти. Более того, возобновилось выполнение ранее отложенных проектов. В целом портфель потенциальных заказов достаточно внушителен, но какие из них получат реальное финансирование, пока не совсем ясно. Тем не менее в целом, по нашим оценкам, в текущем году можно рассчитывать на рост бизнеса.