О типах контента, который должны научиться использовать традиционные медиакомпании, если они не хотят превратиться в динозавров, о том, какие форматы контента предпочитает современный читатель и как заставить молодых людей прочесть хоть что-нибудь, Computerworld Россия рассказал сооснователь и генеральный директор компании Шауль Олмерт.
— Playbuzz создает платформу для новых типов контента. Допустим, аудитория предпочтет их. От чего тогда она откажется?
Ну, прежде всего, мы не хотим никого вытеснить. Мы не конкурируем с компаниями — создателями контента. И хотя такая конкуренция была бы совершенно законной и этичной, мы этого не делаем. Мы стремимся стать их партнерами, предоставить платформу, которая поможет рассказывать истории, создавать более интересный и насыщенный контент. Мы не хотим заменить медиакомпании — мы хотим их усилить.
Что касается новых форматов, расскажу о себе. Я всегда очень любил читать, особенно в молодости. Моей дочери 13 лет, и за всю жизнь она не прочла ни одной статьи, не говоря уже о книгах. При этом она не менее умна и любознательна, чем я в ее возрасте. Возможно, даже поумнее. Вряд ли она станет много читать в будущем. Но если все, что она будет читать, — это истории в Snapchat, она потеряет что-то важное: способность получать глубокую информацию, знакомство с вдохновляющими, провоцирующими, интеллектуальными текстами. Наша задача — предложить инструменты, которые помогут производителям контента создать продукты, понятные новому поколению, тем, кто любым формам чтения предпочитает картинки в Instagram.
— Другими словами, главными проигравшими будут медиакомпании, которые не начнут использовать форматы, предложенные Playbuzz, или аналогичные решения?
Медиакомпании, которые настаивают на том, чтобы создавать контент так же, как это делалось 10, 100, 500 лет назад, проиграют. Не потому, что их победит Playbuzz, а потому, что от них уйдет аудитория. Посмотрите на NYTimes. Я очень уважаю этот проект. Он крайне важен для общества. Но люди перестают читать длинные статьи, этого нельзя не заметить. Чтобы выжить, им нужно изменить свои технологии. Трюки, которые приносили успех 50 лет назад, больше не работают.
— В прошлом году вы подняли очередной раунд инвестиций. В какую сумму компанию оценили инвесторы и как оцениваете ее вы сами?
Не могу ответить на этот вопрос точными цифрами. Это информация, которую мы не имеем права разглашать. Оценка частной компании — сложная задача. Когда я отправляюсь в роад-шоу за инвестициями, я везу с собой свои ожидания, но никогда не знаю, точно ли оцениваю стоимость компании или завышаю ее раза в два. Оценка зависит от факторов, которые невозможно зафиксировать четко. Uber привлекает инвестиции исходя из оценки в 100 млрд долл. Airbnb, как и Snapchat до его выхода на IPO, высоко оценивались инвесторами. Нельзя сказать, насколько эти оценки точны. В последние годы было много компаний, которые оценивались в миллиарды, но оказались пустышками. С другой стороны, когда в Facebook привлекали инвесторов, поговаривали, что компания переоценена раз в сто. Теперь мы видим, какую отдачу принесли эти вложения. Цена компании может зависеть от настроений рынка, от того, чего рынок ждет именно сейчас, от уникальности предложения. В отличие от рынка недвижимости, где всегда можно определить хотя бы приблизительную стоимость актива, в нашем случае невозможно что-либо предсказывать.
У меня есть соображения относительно возможной цены компании, но это совсем не то, о чем я думаю каждый раз, проснувшись утром. Я стараюсь концентрироваться на KPI для бизнеса: сколько компаний используют нашу платформу, какое количество читателей получают, какие рекламные кампании и насколько эффективно проводят.
Привлечь инвестиции по самой высокой оценке — не то, к чему я стремлюсь. Допустим, мне повезет и я привлеку инвесторов, готовых купить долю при оценке компании в 5 млрд долл., что намного выше ее нынешней стоимости. Это помешает мне привлекать новых инвесторов. Планка будет слишком высокой. Моя задача — нащупать адекватную оценку. Привлечение инвесторов в компанию — это не продажа автомобиля. Ты должен продавать по оптимальной, а не по самой высокой цене.
— Среди инвесторов, вложившихся в Playbuzz в ходе недавнего раунда, была компания Disney. Вы нашли своего стратегического инвестора?
Для обеих сторон это стратегическая инвестиция. Мы давно сотрудничаем с Disney и рады видеть ее среди своих инвесторов. Для нас это не только доступ к контенту. При помощи Disney мы рассчитываем открыть для себя новую категорию клиентов. Все крупные медиакомпании, такие как Comcast, News Corp и Disney, инвестируют в новые бизнесы. Для них это возможность исследовать новые области и технологии, расширить присутствие на новых для себя территориях.
— Может ли появление среди ваших акционеров Disney, одного из крупнейших производителей контента, говорить о том, что Playbuzz перестает быть только создателем платформы и идет к тому, чтобы производить собственный контент?
Мы остаемся платформой. Невозможно делать все. Наша стратегия — фокусироваться на том, что у нас получается лучше всего, постепенно расширяя эту территорию. Если мы решим одновременно создавать контент, мы не сможем развивать оба этих направления одинаково успешно.
— Мне кажется, что сейчас наиболее виральный, «идущий в народ» тип контента — тесты. Согласны ли вы с этой оценкой и можете ли предсказать, что будет дальше? Какой формат станет новым чемпионом Facebook по виральности?
Соглашусь. Самый популярный контент — публикации с элементами интерактива: тесты, опросы, викторины. Читатели не хотят быть пассивными потребителями информации, они желают взаимодействовать с контентом, который им предлагается. На нашей платформе создается огромный объем материалов такого типа.
В будущем я вижу много интересного. Прежде всего рост популярности видео. В Playbuzz мы создали инструменты, позволяющие отредактировать ролик человеку, который никогда раньше не занимался видеомонтажом. Это так же просто, как создать текстовый файл. Еще один новый формат, который мы предлагаем, позволяет создавать публикации, оформленные как обмен сообщениями в мессенджере. Это новый способ рассказывать истории. Люди проводят много времени, читая сообщения на экране смартфона. Для них серия сообщений в чате — привычный способ получать информацию. У нас в запасе много подобных идей. Каждый раз, запуская новый формат, мы смотрим на реакцию публики. Если новое решение не становится хитом, мы отказываемся от него. Мы не хотим, чтобы издатели тратили время на создание контента, у которого нет особых шансов на успех.