Когнитивные технологии — далекое будущее или настоящее? Искусственный интеллект — это новые возможности для общества или новые угрозы? Освещению опыта применения когнитивных технологий IBM, в частности семейства продуктов Watson, для трансформации бизнеса был посвящен IBM Watson Summit 2017.
Судя по составу участников форума, такие решения, как Watson Explorer и Watson for Cyber Security, уже попали в поле зрения российских заказчиков, позволяя им создавать новые сервисы, расширять бизнес, одновременно сокращая расходы и увеличивая клиентскую базу. Отечественные компании, особенно на высококонкурентных рынках, меняют свои инвестиционные приоритеты и стремятся к краткосрочным экономически эффективным проектам, которые могли бы обеспечить рентабельность инвестиций на горизонте в несколько месяцев.
Кирилл Меньшов, директор по ИТ банка «Открытие», отметил, что, в условиях роста стоимости содержания физических отделений финансовых учреждений, светлая мечта банков — стать ИТ-компанией, вооруженной средствами когнитивной роботизации, готовящими человеку, принимающему решение, всю необходимую информацию или формирующими новый сервис.
«Если такси подается заказчику в течение семь минут, то и клиент банка ожидает, что любая его финансовая операция будет выполнена за считанные минуты», — отметил Меньшов. Уберизация в полной мере коснулась банковского сектора.
Сергей Гроссет, директор ИТ-департамента группы «Ренова», выразил озабоченность проблемами информационной безопасности; решать их он намерен с использованием платформы IBM QRadar Security Intelligence Platform и сервиса Watson for Cyber Security. «Ренова» стала третьей в мире компанией, посчитавшей, что для оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности требуется именно решение на базе Watson.
«Никто не может сказать, сколько потребуется персонала, чтобы консолидировать все разрозненные сведения, имеющие отношение к информационной безопасности», — признал Гроссет. В группе компаний надеются, что Watson поможет эффективно справиться с обеспечением кибербезопасности, одновременно высвободив персонал.
Вместе с тем участники форума выразили обеспокоенность, что такие мощные средства, как Watson for Cyber Security, потенциально могут быть использованы злоумышленниками.
«Watson — сервис, а не ящик, который можно где-то установить и использовать для неправомерных действий, факт злонамеренного применения непременно будет обнаружен», — отметил Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и СНГ. Отвечая на многочисленные вопросы участников форума по поводу возможного негативного внимания искусственного интеллекта на развитие общества, Филатов подчеркнул: «Человечество само несет ответственность за свое развитие, и не следует перекладывать это на искусственный интеллект».
Большой интерес вызвала практическая секция, посвященная разбору примеров использования Watson и других решений IBM для повышения эффективности целевого предложения и ценовой оптимизации в ретейле, омниканального маркетинга для обеспечения персонализации при работе с клиентами, выявления предпочтений покупательской аудитории путем анализа средствами Watson Explorer мнений и отзывов из социальных медиа. Максим Гончаров, эксперт IBM по прогнозной аналитике, рассказал об опыте решения задачи повышения оборота аптечной сети за счет управления ценами на сопутствующие товары и позиции-заменители. За счет грамотного применения SPSS Statistics и языка R для проверки гипотез аналитиков в маленькой аптеке в спальном районе удалось повысить недельную выручку на 300 тыс. руб. Аналогичное решение использовалось и для оптимизации цен на сеансы в кинотеатрах.
Однако наибольший отклик у слушателей вызвало сообщение Николая Макарова и Ирины Королевой, отвечающих за работу с клиентской базой в компании Tele2, о системе динамического управления маркетинговыми кампаниями и формирования персонализированных предложений клиентам. Решение на базе инструмента омниканального маркетинга IBM Campaign (Unica) и технологий из арсенала Больших Данных позволило за прошлый год в пять раз увеличить выручку подразделения управления клиентской базой. Возможность быстрого запуска и быстрой остановки маркетинговых кампаний, а также мгновенного реагирования на результаты позволяет оптимизировать стоимость продвижения программ лояльности, эффективно работать с микрогруппами абонентов, предлагая им персонифицированные предложения. Например созданное решение позволяет, по словам Королевой, даже поймать эмоциональную вспышку клиента Tele2 в момент смены им модели телефона, предложив персональную скидку на смартфон, соответствующий статусу клиента, или тариф, наиболее адекватный его актуальным запросам.