Год назад на конференции IBM SolutionsConnect 2015 Андрей Филатов, генеральный директор компании в России и СНГ, высказал предположение, что уже скоро важную роль в бизнесе Голубого Гиганта начнут играть когнитивные технологии. Похоже, «скоро» уже настало: конференция этого года прошла под слоганом «Новая эра мышления».
Когнитивные технологии IBM прочно ассоциируются с Watson, а Watson — c пресловутой победой в телевикторине Jeopardy. Поэтому представителям корпорации приходится раз за разом объяснять, что под этой маркой скрывается целый набор облачных аналитических инструментов.
Что касается «главного» Watson, то в нашей стране, по словам Филатова, к нему пока присматриваются, тестируют в областях, не требующих от решения знания русского языка. Впрочем, и во всем остальном мире его используют пока не очень широко — лишь в 25 странах из числа тех, в которых говорят на восьми языках, вошедших в первую и вторую очереди локализации, и 17 отраслях.
Русский язык вошел в третью очередь. Как надеется Филатов, в течение пары ближайших лет Watson начнет понимать русский язык, и тогда его можно будет полноценно использовать. Но обучение потребует немалых ресурсов, поскольку свободное владение языком — ключевая особенность решения. «Поисковая система даст ссылки, когнитивная — ответ», — обрисовал Филатов преимущество Watson перед более традиционными поисковыми системами.
Остается дождаться русификации Watson и устранения проблем с тем, что физически решение расположено за пределами России, — последнее может затруднить его работу у нас в сферах, связанных с персональными данными (медицина, образование) или кибербезопасностью. Примеры из этих областей Филатов привел в качестве иллюстрации возможностей системы.
Другие решения семейства Watson могут быть локализованы меньшими усилиями. Кроме того, их можно установить в ЦОД заказчика. Например, в российском офисе IBM «обучили» Watson Explorer русскому языку в пределах нефтяной тематики. Точнее, вопросы на «естественном» языке распознавались внешним модулем, созданным на основе свободного ПО, которое передавало запрос в Watson. Тот на базе имеющихся в его распоряжении данных и с учетом ранее проведенного обучения выдавал ответы, используя не только текстовой вывод, но и, при необходимости, карты, таблицы и графики. Решение размещается в дата-центре заказчика (в данном случае он находится в клиентском центре IBM), обращаются к нему через браузер. В дальнейшем планируется научить программу делать прогнозы на основе имеющихся данных, а на третьем этапе обучения — моделировать сценарии «что-если».