Посидеть за штурвалом Boeing и Sukhoi Superjet — тренажеров для пилотов, имитирующих реальный полет, увидеть комплексы для отработки действий экипажа в чрезвычайных ситуациях как в воздухе, так и на земле и на воде, а главное, ознакомиться с программой инновационного развития «Аэрофлота» — такую возможность РВК и Клуб директоров по науке и инновациям предоставили участникам встречи «Открытые двери в корпорациях».
Инновации в одной из старейших авиакомпаний мира рассматривают как способ повысить безопасность, пунктуальность и качество сервиса. При этом особая ставка делается на информационные технологии как мощное средство экономической эффективности. «Если убрать ‘железо’ — самолеты, то все остальное в нашем бизнесе — это управление информационными потоками», — говорит Андрей Полозов-Яблонский, советник генерального директора «Аэрофлота».
На трех китах
Держать марку инновационной компании «Аэрофлоту» помогает целый комплекс ИТ-проектов, нацеленных как на пассажиров и сотрудников, так и на корпоративных клиентов. В 2015 году авиакомпания сообщила об автоматизации 100% своих бизнес-процессов, причем почти все они базируются на интегрированных между собой платформах трех поставщиков: Sabre, SAP и Lufthansa Systems. По словам Сергея Крылова, заместителя директора департамента управления проектами «Аэрофлота», экономический эффект от реализации ИТ-проектов превысил 20 млрд руб.
Многие ИТ-сервисы стали для пассажиров привычными: покупка билетов через Интернет, онлайн-регистрация на рейс, в том числе и по мобильному телефону, Wi-Fi на борту, которым оснащен дальнемагистральный флот. В 2015 году «Аэрофлот» стал крупнейшим онлайн-ретейлером с выручкой 99 млрд руб., обогнав своего ближайшего конкурента — РЖД. Мобильные приложения, которые являются самым быстрорастущим каналом продаж, установили 1,5 млн пользователей.
Пятую часть обращений в контакт-центр перевозчика обслуживает интеллектуальная голосовая платформа на базе решения Nuance, способная распознавать эмоциональное состояние клиента, при этом среднее время ожидания на линии сократилось до 30 секунд.
Внедрение системы управления хабом, позволяющей управлять стыковками транзитных пассажиров, оборотом воздушных судов в порту и взаимодействием поставщиков услуг с контролем качества, дало увеличение транзитного потока на 40%.
Пилоты вместо тяжелых штурманских портфелей с полетной документацией получили планшеты, а лайнеры, находящиеся онлайн в течение всего полета, стали частью Интернета вещей: в бортовой компьютер автоматически передается документация по загрузке и план полета, а с борта поступает информация о местонахождении и сообщения о техническом состоянии судна для формирования перечня работ по обслуживанию и ремонту. Автоматизированная система поддержания летной годности и техобслуживания AMOS позволила обеспечить нахождение самолета в воздухе не менее 12 часов. Оптимальная расстановка техники и персонала с помощью системы управления ресурсами помогла сократить среднее время обслуживания по прилету и перед вылетом с 1,5 часа до 40 минут. В том числе и благодаря этому «Аэрофлоту» удалось войти в пятерку самых пунктуальных авиакомпаний мира.
Внедрение еще одной финансовой системы — Sirax — позволило сократить с двух месяцев до двух дней время выставления счетов при взаиморасчетах. Данные, характеризующие работу компании в целом, агрегируются системой «Монитор руководителя», которая предоставляет топ-менеджменту оперативный доступ к 427 показателям по всем направлениям деятельности.
В планах — внедрение электронного бортового журнала и исследование применения технологий комбинированной реальности для виртуальной визуализации посадочной глиссады на основе GPS/ГЛОНАСС. Предполагается, что в результате авиаперевозчик получит резервную систему аварийной посадки: пилот в прозрачных очках будет видеть маркеры посадочной полосы, сохраняя визуальный контроль окружающей обстановки.
Большие Данные — в большие доходы
Как рассказал Крылов, в настоящее время компания реализует проект по Большим Данным, который поможет ей лучше понять своего пассажира и делать ему более релевантные коммерческие предложения. Накапливая данные о клиентах как из внутренних, так и внешних источников, планируется наладить более тонкую персонализацию коммуникаций, чтобы повысить лояльность к перевозчику и увеличить продажи. Ожидается, что это принесет «Аэрофлоту» 248 млн руб. дополнительной прибыли в год.
По словам Крылова, результаты пилотного проекта, выполненного совместно с Mail.ru, превзошли все ожидания. Благодаря анализу поведения клиентов в Интернете и совершенствованию коммуникаций удалось в 5,5 раза увеличить число оплаченных бронирований и в 6,5 раза — совокупный доход по сравнению с контрольной группой. Большие Данные способствуют увеличению полетной активности клиентов, выручки и доли высокодоходных клиентов.
Генераторы идей
Постоянными инновациями» в «Аэрофлоте» считают краудсорсинговые проекты для сбора предложений сотрудников и пассажиров — «Полет мысли» и «Банк идей». За последнее время в компанию поступило свыше 40 тыс. идей, и несколько сотен из них уже прорабатывается в соответствующих функциональных подразделениях. В следующем году планируется запустить систему «одного окна» для интеграции поступающих предложений с внутрикорпоративной политикой и деятельностью компании. Кроме того, в 2017 году «Аэрофлот» намерен провести конкурс идей на применение технологий блокчейна в авиации, сообщил Полозов-Яблонский.
Объективный нюх
Четверть всех научно-исследовательских работ в «Аэрофлоте» ведется в области управления, еще 20% — в сфере безопасности. В числе последних разработок — инновационные решения в служебной кинологии. Совместно с Федеральным медицинским биофизическим центром им. А. И. Бурназяна в авиакомпании создали программно-аппаратный комплекс для объективизации поисковой деятельности служебных собак — биотехническую систему «Ольфакторный мониторинг».
Если основной недостаток технических систем безопасности — их стационарность, то в работе с животными остается много субъективизма, рассказал Азат Зарипов, замдиректора департамента управления авиационной безопасностью «Аэрофлота». Примерно за 40 минут способность собаки эффективно выполнять служебные задачи — обнаруживать взрывчатые и наркотические вещества — истощается, в то время как патрулирование аэропорта ведется сменами по 12 часов. Один из вариантов работы, экономящий силы псов, — быстрое обследование фильтров, через которые прокачивались пробы воздуха, забираемые в самолетах, производственных и прочих зонах. Чтобы при этом нивелировать влияние на результат усталости или недоученности животного, на него надевают специальное устройство, снимающее энцефалограмму и электрокардиограмму и передающее данные в реальном времени на планшет кинолога. Со временем в базе данных накапливается физиологический «паспорт» собаки, а интегральный анализ накопленных и текущих показателей дает возможность точно отличить ложноположительный результат от случая, требующего принятия оперативных мер. Важно также, что на завершающем этапе специалисты получают протокол с результатами поиска, cформированный на основе объективных данных. Опытный образец ольфакторной системы будет готов через полгода.