Скорые (agile) методики приобрели такую популярность, что неудивительным становится желание строить на них свою маркетинговую политику. Главной темой на недавнем форуме Teradata 2016 стало использование agile-подходов в процессах аналитики.
«Agile — не только новый подход к реализации проектов, это в первую очередь переворот в мышлении и культуре организации. Не все готовы к тому, что быстрая реакция на изменения ценится гораздо больше, чем умение следовать плану», — заявил Стивен Бробст, главный технический директор Teradata. По его словам, эти методики действительно работают — процессы становятся более гибкими. Более того, иногда имеет смысл формировать гибридные методики, например Scrumban (сочетание Scrum и Kanban), этот подход используется внутри Teradata.
Быстрота реакции лежит в основе и новой концепции «чувствующего предприятия» (Sentient Enterprise), продвигаемой Teradata. Она представляет организацию как единый организм, который воспринимает окружающий мир: компания должна чувствовать сигналы внешней среды, адекватно реагировать на получаемые данные.
Николай Трошин, начальник отдела управления данными МТС, считает, что многие процессы можно позаимствовать из agile-методик: «Вот уже год мы работаем по методике Scrum: спринты, итерации, инкрементации, фокус на результат», — говорит он. При этом надо понимать, что само по себе внедрение скорых методик — тоже agile-проект, сразу его реализовать не получится, необходимо несколько итераций. Действительно, Scrum «с ходу» не ложится на аналитические процессы, так как изначально ориентирован на разработчиков, однако его вполне можно адаптировать.
По мнению Трошина, скорые методики хорошо сочетаются с культурой использования открытых платформ. «Надо обязательно пробовать открытые решения, а если не получается — переходить на коммерческие продукты. Мы сочетаем эти подходы», — сообщил Трошин.
Сергей Адаменко: «Мы принимаем участие во многих инновационных проектах, включая блокчейн, но крайне осторожно подходим к их продуктивному использованию» |
Сбербанк в марте 2016 года также начал масштабный проект agile-трансформации. Однако банк вынужден балансировать между инновационностью и консерватизмом, в первую очередь по причине высокой ответственности: то, что происходит в его стенах, касается практически всех, с ним приходится иметь дело почти всей стране.
«Мы принимаем участие во многих инновационных проектах, включая блокчейн, но крайне осторожно подходим к их продуктивному использованию. Далеко не все инноваторы могут похвастаться прибылью, инвестиции в непроверенные технологии очень рискованны», — подчеркнул Сергей Адаменко, вице-президент и директор по данным Сбербанка.
В Сбербанке создано подразделение по работе с данными и фабрика данных. Но главное — работа с данными превратилась в отдельный вид профессиональной деятельности. Большие Данные дали ощутимый эффект в плане борьбы с мошенничеством. Второе важное направление работ — корректность маркетинговых акций: в банке прекрасно осознают, что навязчивая реклама способна отвратить даже лояльного пользователя.
Наконец, речь идет об оптимизации портфеля услуг. Управлять таким их количеством тяжело, тем более что далеко не все они прибыльны. Банк намерен радикально снизить число ИТ-систем.
Дмитрий Первухин, начальник управления обработки данных и формирования отчетности ВТБ24, рассказал о планах переноса корпоративного хранилища Teradata в облако. За семь лет строительства хранилища данных появились серьезные вызовы — гигантские объемы данных стали влиять на производительность систем. Крайне важное значение приобрели регламенты загрузки данных, любой сбой в них влияет на ежедневную работу пользователей, критичные приложения могут конкурировать за ресурсы с пользователями. Кроме того, мощностей решения заметно не хватает в период пиковых нагрузок, а в остальное время много их простаивает.
Поправить дело должен переход в частное облако — не гибридное и не публичное из-за требований законодательства, а также из-за необходимости сохранить инвестиции в существующие решения. Резервный комплекс, призванный обеспечивать непрерывность бизнеса, не используется, если нет кризисной ситуации, но требует регулярных инвестиций. Частное облако должно объединить ресурсы основного и резервного комплексов, образовав единый пул ресурсов. При этом достигаются такие свойства облачных сред, как эластичность — выделение ресурса в момент обращения — и тарификация услуг на основе только фактически использованных ресурсов.