Чтобы успеть охватить самые важные и интересные пункты научной программы форума «Информационные технологии в медицине», организованного «Консэф», приходится с каждым годом «бежать все быстрее и быстрее». Принимать опыт и делиться им на конгресс приехали более тысячи специалистов из пяти стран, 16 федеральных ведомств и 81 региона России: разработчики программного обеспечения, представители международных ассоциаций и фондов ОМС, координаторы информатизации и руководители медучреждений, врачи и ученые. Первое, что интересует всех, — это дальнейшая судьба федерального проекта информатизации здравоохранения, второе — решение насущных проблем коллегами из регионов.
Как сообщила Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Минздрава, отныне информатизация здравоохранения будет развиваться в рамках курируемого правительством приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения ИТ», который планируется реализовать до 2025 года. Ключевым элементом этого проекта станет развитие сервиса «Личный кабинет пациента» на едином портале госуслуг, число активных пользователей которого намечено увеличить с 7 млн в 2017 году до 48 млн в 2025 году.
Раздел «Мое здоровье» на ЕПГУ поэтапно наполнят информационными и транзакционными сервисами, включая получение медицинских документов в электронном формате. Для этого предстоит отладить механизм поступления данных из всех медицинских организаций в федеральные компоненты Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), организовать юридически значимый документооборот между лечебными учреждениями, создать региональные хранилища медицинских изображений и сделать многое другое.
К 2018 году доля медицинских организаций, участвующих в электронном документообороте, должна увеличиться до 40%, а к 2025 — до 95%. Планируется, что к завершению проекта число обращений граждан за получением медицинских документов снизится в 2,5 раза.
«Личный кабинет пациента — квинтэссенция мероприятий по внедрению ИТ в здравоохранении, реализованных на инфраструктурном этапе, — подчеркнула Бойко. — Именно от реализации этих мероприятий зависит наполнение личного кабинета качественными услугами».
Пока такой сервис как, например, электронные рецепты, предлагают пациентам в 48 регионах. Помимо прочего, в ЕГИСЗ планируется разработать функционал, который позволит транслировать на ЕПГУ услугу вызова врача на дом.
Елена Бойко: «Личный кабинет пациента — квинтэссенция мероприятий по внедрению ИТ в здравоохранении» |
Доля рабочих мест врачей, подключенных через медицинские системы к ЕГИСЗ, должна вырасти до 70% уже к 2018 году. Пока потребность в АРМ врачей полностью удовлетворена только в восьми регионах. Лишь в 14 субъектах РФ внедрены программные продукты, способные обеспечивать не только ведение электронной медкарты, но и взаимодействие с лабораторными и аналитическими системами, а также с системами поддержки принятия врачебных решений. Такого уровня автоматизации достигли 26% медицинских организаций.
К телемедицинским комплексам сегодня подключено 40% медучреждений. В Минздраве рассчитывают, что новая Госдума примет подготовленный ведомством законопроект о внесении изменений в нормативные акты, затрагивающие применение ИТ в здравоохранении, в том числе дистанционное оказание медицинских услуг.
«Ожидаем, что принятие законопроекта разрешит имеющиеся правовые коллизии и даст новый импульс развитию региональных медицинских систем», — сказала Бойко. По ее словам, в план развития телемедицинских технологий в госсекторе на 2017 год включено, помимо прочего, несколько пилотных проектов по направлению «врач–пациент».
Управление здравоохранением до сих пор ведется главным образом по статистическим показателям, отражающим ситуацию годичной давности, без возможности детализации и уточнения, а также по «отлакированным» данным отчетов и мониторингов. «В прошлом году мы собрали 10 млн показателей, хотелось бы верить, что они послужат улучшению нашей жизни», — заметила Мария Дегтярева, директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Владимирской области.
Свежим опытом совместной работы руководителей здравоохранения с помощью региональной аналитической системы поделились представители Северной столицы. До сих пор руководители принимали решения фактически интуитивно, а подчиненные слабо понимали, почему принято именно такое решение, так как их собственные данные, подаваемые «наверх», давали несколько иную картину. «Наша цель — новая культура взаимодействия руководителей на основе данных, которая базируется на трех китах: публикация данных, полнота и непротиворечивость используемой системы показателей, легитимность», — сообщил Евгений Коган, замдиректора по ИТ МИАЦ Санкт-Петербурга.