О необходимости законодательного регулирования работы с Большими Данными в России заговорили нынешним летом, когда стало известно об инициативе Роскомнадзора по созданию «национального оператора Больших Данных». Чтобы сформировать консолидированную позицию индустрии по вопросам регулирования сбора, обработки и обмена Большими Данными, по инициативе Института развития Интернета была создана рабочая группа по Большим Данным.
На ее первом открытом заседании Герман Клименко, советник президента РФ и председатель совета ИРИ, отметил, что определенная форма регуляторики Больших Данных в стране неизбежна, но нужно, чтобы эти процессы происходили с учетом мнения сообщества профессионалов и участников рынка. «Мы должны подключаться с самого начала, чтобы разрабатываемые законы учитывали позицию индустрии. Иначе может получиться как с ‘законом Яровой’, когда нам остается только разбираться с последствиями», — сказал Клименко.
По его словам, первоочередная задача рабочей группы — прийти к согласованной позиции в отношении терминологии, основных видов данных, задач их обработки и необходимости контроля со стороны государства. Только придя к консенсусу, группа сможет добиться результатов, «просвещая» законодателей и прессу, и оказывать реальное влияние на государственных деятелей, которые будут заниматься вопросами регулирования Больших Данных.
Как выяснилось, между основными представителями индустрии — банками, операторами связи, интернет-компаниями — существуют противоречия в трактовке темы, поэтому в качестве площадки для работы группы была выбрана нейтральная организация, Координационный центр национальных доменов .ru и .рф, а руководителем группы стал заместитель директора КЦ Сергей Копылов.
Принявший участие в заседании заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов предложил рабочей группе сконцентрироваться на обсуждении трех категорий данных. Первая — персональные данные, на которые распространяется действие известного ФЗ-152, охарактеризованного Соколовым как один из самых современных и совершенных законов о персональных данных в мире. Тем не менее жизнь не стоит на месте, и нужно проанализировать, какие данные могут быть выведены из-под строгих положений закона и какие в связи с этим могут потребоваться корректировки в нормативно-правовой базе.
Вторая категория — большие массивы обезличенных данных, которые появляются после обработки персональных, например данные о предпочтениях определенных социальных групп. Работа с данными этого типа, по словам Соколова, дает экономический эффект в целом ряде областей, например в электронной торговле. И третья группа — данные Интернета вещей, которые в большинстве случаев нельзя отнести к персональным. Однако из них также можно извлечь информацию об их владельцах.
Участник рабочей группы Дмитрий Петров, директор по связям с законодательной и исполнительной властью компании «МегаФон», отметил, что машинные данные могут использоваться в предотвращении преступлений, и такого рода технологии будут гораздо эффективнее, чем меры, предусмотренные «законом Яровой», которые предписывают только накапливать данные. Но чтобы иметь возможность пользоваться данными Интернета вещей в различных целях, нельзя их закрывать — государство, наоборот, должно способствовать их сбору и обработке.
Представители индустрии считают, что вместо традиционного регулирования со стороны государства в отношении обезличенных и машинных данных необходимо партнерство между государством и бизнесом. Как отметил Петров, по этому пути уже идут страны Евросоюза, где создан некоммерческий консорциум с участием Еврокомиссии, отвечающий за научную и экономическую повестку в области Больших Данных. Похожий подход в отношении Больших Данных выбирает даже Китай.
Участники заседания согласились с тем, что российскому рынку Больших Данных нужна модель саморегулирования — необходимо собственными силами вырабатывать общую терминологию и договариваться о стандартах, а затем выходить с консолидированными предложениями к законодателям.
В итоге заседания было решено сформировать в рамках рабочей группы подгруппы по различным направлениям деятельности. Некоторые из них были определены сразу, это подгруппы, отвечающие за создание единого глоссария, определение субъектов обработки Больших Данных и уровней доступа к ним, безопасность хранения и передачи Больших Данных. Остальные подгруппы будут формироваться позже.
Промежуточные результаты деятельности рабочей группы планируется раз в три месяца обсуждать на совещании у советника президента РФ, и на их основе будут готовиться предложения для подготовки законодательных актов.