Единый урок по безопасности в Сети проводится в этом году уже третий раз. Автором инициативы стал Совет Федерации. Открытый урок, как рассказала заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, охватывает широкий спектр участников: госорганы, начиная от федерального и заканчивая муниципальным уровнем, различные образовательные учреждения, коммерческие организации.
На мероприятиях, которые проходят в рамках Открытого урока, школьников учат правилам безопасного поведения в Глобальной сети, рассказывают, как защитить персональные данные, оплачивать интернет-покупки, защититься от кибермошенников и других преступников, действующих в виртуальном пространстве. Например, в «Яндексе», сообщила представитель компании Евгения Арнаутова, для Открытого урока подготовили курс лекций о том, как защитить свой аккаунт с помощью двухфакторной аутентификации, как сделать интернет-платежи безопасными, как не стать жертвой мошенников.
В прошлом году в Открытом уроке приняли участие более 13 млн школьников, а в этом году ожидается, что число будет еще больше, указала Бокова. Она добавила также, что в 2016 году к мероприятию присоединились некоторые страны СНГ, и выразила надежду, что это позволит сформировать единое межграничное информационное пространство для защиты детей в Интернете.
Ключевым отличием нынешнего года станет активное привлечение родителей, с ними планируется проводить лекции и встречи, снабжать их материалами, в которых рассказывается о том, как контролировать деятельность их ребенка в виртуальном пространстве. По словам советника президента России и председателя совета ИРИ Германа Клименко, сейчас стоит две проблемы: обучение школьников и обучение родителей, причем обучение и тех и других должно быть не разовым, а постоянным, потому что появляются все новые, более изощренные киберугрозы. Клименко предложил задуматься над созданием постоянно действующей платформы, на которой можно было бы обмениваться знаниями и опытом борьбы с угрозами, подстерегающими детей в Интернете.
Обычно, когда речь заходит о киберпреступниках, люди считают, что это понятие относится к хакерам, а между тем, если проанализировать данные о подобных преступлениях, то можно увидеть, что в большинстве случаев были использованы не сложные технологии, а методы социальной инженерии, добавил представитель управления «К» МВД России Александр Вураско. Он также подчеркнул, что дети зачастую не видят реального преступника за картинкой в Сети.
Открытый урок станет центральным, но не единственным мероприятием, призванным повысить осведомленность школьников о правильном поведении в киберпространстве. Как рассказали представители Минобрнауки, подготовлены методические рекомендации для школ, и они будут опробованы уже в текущем учебном году. По словам Боковой, есть идеи по формированию единого детского информационного пространства и организации комплексного подхода к решению проблемы детской безопасности в Сети для всех ответственных за это органов власти.