Какая ИТ-квалификация сегодня достаточна для врача, медсестры, научного работника в области биомедицины? Учитывая темп цифровой трансформации здравоохранения, ответить на эти вопросы непросто, но, не ответив, невозможно решить задачу подготовки медицинского персонала к работе с современными информационными системами. Проблемы подготовки пользователей мобильной медицины и ИТ-квалификации медперсонала обсудили на заседании рабочей группы ИТ-специалистов медицинских организаций в Высшей школе экономики.
Обманутые ожидания
По мере распространения информационных технологий в здравоохранении удовлетворенность медиков этими технологиями падает. Так, согласно исследованиям AmericanEHR и American Medical Association, за четыре года внедрения электронных медкарт в США (с 2010-го по 2014 год) удовлетворенность врачей снизилась почти вдвое, причем 72% опрошенных заявили, что, используя ЭМК, сложно снизить производственную нагрузку.
В России тотальное внедрение ЭМК еще не состоялось, тем не менее ситуация с восприятием ИТ врачами вряд ли более радужная. Оснований у медиков для настороженного отношения к предлагаемым им инструментам более чем достаточно. Олег Симаков, заместитель руководителя по ИТ Федерального бюро медико-социальной экспертизы, назвал основные причины, мешающие эффективному использованию ИТ в российском здравоохранении.
Прежде всего, уровень анализа и реинжиниринга деловых процессов медицинских организаций при проектировании и внедрении информационных систем явно недостаточен, а внедряемые системы ориентированы на результат для управленцев и не дают эффекта непосредственно медицинскому персоналу. Нехватка ресурсов для создания информационной системы медицинской организации на базе современных технологий привела к проблемам эксплуатации: системы часто «зависают», должный уровень интеграции обрабатываемой информации на основе ЭМК отсутствует, а сама ЭМК чрезмерно сложна. Из-за низкой эргономики разрабатываемых программных продуктов медленно вводятся данные и резко увеличились затраты времени на ведение медицинской документации, к тому же бумажную документацию никто не отменял. В результате врачи часто просто не успевают уложиться в отведенное время.
Эффективное распределение ролей между врачом и средним персоналом при работе с системой, как правило, отсутствует, что тоже увеличивает скепсис в отношении информатизации в целом. Однако, несмотря на все недостатки отечественных МИС, в них можно было бы работать, если бы не низкий уровень подготовки медперсонала, полагает Симаков. Первый опыт работы с медицинской системой часто оказывается неудачным, отрабатывать навыки ввода данных некогда из-за высокой загруженности, специальных учебных курсов по работе с конкретными информационными системами не хватает. Внешних cтимулов к использованию ИТ у врача нет, а в итоге пропадает и самомотивация.
Ключ — в стандартах
В западных странах информационными системами госпиталей, как правило, управляют люди, прошедшие двухлетнее обучение биоинформатике по стандартной программе, отметил Петр Кузнецов, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения Высшей школы экономики. В России же нет профессионального стандарта для специалистов по биомедицинской информатике.
Между тем cпрос на таких специалистов на глобальном рынке труда очевиден, индустрия здоровья становится одной из основных частей «экономики знаний». «Подготовка врачей — специалистов в области биоинформатики жизненно необходима российской экономике», — убежден Кузнецов.
Биоинформатику преподают в фармацевтических вузах, медицинскую информатику — в медицинских. Откликаются на спрос в специалистах смежных специальностей и технические вузы, но не существует единой программы, общего методического подхода к преподаванию дисциплин в этой области.
В федеральном образовательном стандарте требования к медикам, касающиеся информатики, не превышают уровня средней школы. «ГОСТ явно требует расширения и актуализации так быстро, как это возможно», — уверен Антон Владзимирский, заместитель директора «Портала РАМН». По его словам, необходимо разрабатывать комплексные программы ИТ в здравоохранении, обучение должно быть непрерывным, обязательно нужно формировать практические навыки и учитывать различия в базовом образовании аудитории.
«Будучи знакомы со школьным курсом информатики и умея работать с офисными приложениями, врачи и организаторы здравоохранения не знают клинической информатики, не умеют делать медико-экономические расчеты», — напоминает Андрей Столбов, замдиректора Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Учитывая это, в ВШЭ приступили к разработке рамочного методического документа — программы «Биомедицинская информатика». Проект программы предусматривает сквозную подготовку биомедицинского персонала на всех уровнях обучения: от школьной анатомии до вузовских курсов переподготовки и повышения врачебной квалификации. Уже готов проект перечня ИТ-компетенций медицинского персонала. Разработчики документа намерены обратиться к органам исполнительной власти — Минздраву, Минтруду, Минобрнауки и Минэкономразвития, чтобы организовать обновление существующих методик подготовки кадров в сфере биомедицинской информатики.