Группа компаний «Детский мир» перешла на платформу SAP for Retail, ее внедрение, как сообщалось, началось в 2013 году. Компания в то время проводила масштабную экспансию в регионах, одновременно наращивая выручку и сокращая затраты. Поэтому cложности с обменом информацией и интеграцией, выходом из строя локальных баз и ограничениями функциональности 14 информационных систем, которые эксплуатировались в тот период, сделали проект построения единого информационного пространства практически неизбежным. При создании общего контура для работы всех важных процессов компании основное внимание было обращено на операционную эффективность и на то, чтобы минимизировать факторы, тормозящие рост.
За 15 месяцев в партнерстве с SAP Consulting в «Детском мире» внедрили модули SAP ERP, позволившие автоматизировать ключевые процессы: управление ассортиментом, автозаказ товара, финансы и бухгалтерию, операции в магазинах, ценообразование, бизнес-аналитику на основе корпоративного хранилища данных SAP Business Warehouse на платформе HANA, логистику (SAP Extended Warehouse Management), а также управление ИТ-процессами (SAP Solution Manager). Планируемое первоначально внедрение модуля SAP HCM для управления персоналом отложено «по внутренним причинам», сообщил Сергей Кондарев, директор департамента ИТ группы компаний. С января 2015 года система была запущена в эксплуатацию, при этом в основном она «живет» в облаке SAP, небольшая часть развернута на ресурсах ретейлера. C 1 августа 2016 года на SAP также переведены все магазины сети в Казахстане.
В результате внедрения SAP for Retail была создана единая информационная среда, обеспечившая дальнейший рост бизнеса, оптимизацию существующих бизнес-процессов и внедрение новых. Так, благодаря объединению информационных систем удалось оптимизировать процессы приемки товара в магазинах. Обмен документами с поставщиком, начиная от прайс-листа и кончая уведомлением на отгрузку и товарной накладной, теперь ведется в электронном виде, а сотрудники, принимающие товар, оснащены мобильными терминалами. Это помогло увеличить скорость приемки товара и сократить штат приемщиков в магазинах.
Розничная cеть «Детский мир», принадлежащая АФК «Система», растет чрезвычайно быстро. На начало 2013 года в ней насчитывалось 216 магазинов, а к сентябрю 2016-го — уже 467, включая 9 магазинов в Казахстане. Выручка в 2015 году увеличилась на 33% по сравнению с предшествующим годом, а прибыль — на 27%. Доля «Детского мира» на рынке розницы детских товаров, по данным Comcon Synovate, в 2015 году составила 13% против 8,2% в 2013 году
Анна Гарманова: «Использование возможностей SAP for Retail в среднесрочной перспективе позволит, по самым скромным оценкам, сэкономить на коммерческих, административных и управленческих расходах 273 млн руб.» |
Как подчеркнул Павел Гонтарев, генеральный директор SAP СНГ, cегодня многие заказчики очень четко и детально планируют свои выгоды, оценивают их не только качественно, но и количественно, причем и на старте проекта, и по его завершении. Как сообщила финансовый директор ГК «Детский мир» Анна Гарманова, использование возможностей SAP for Retail в среднесрочной перспективе, «по самым скромным оценкам», позволит сократить коммерческие, административные и управленческие расходы, сэкономив тем самым 273 млн руб., и получить операционную прибыль без малого 10 млрд руб. Каким образом эффект внедрения информационной системы удалось выделить из других факторов и что понимается под среднесрочной перспективой, она не пояснила. Отметим, что 2015 году доля коммерческих и административно-управленческих расходов в выручке сократилась c 29,8 до 27,7% по сравнению с предыдущим годом.
Сегодня одна из первоочередных задач для ретейлера — развитие интернет-магазина, который компания планирует перевести на платформу электронной коммерции SAP Hybris. Пока же на базе SAP for Retail «Детский мир» запустил новую услугу — покупатель может забрать товар, заказанный в режиме онлайн, в любом магазине сети. Это не только повысило уровень сервиса интернет-магазина, но и стало драйвером роста его выручки в 2015 году втрое по сравнению с 2013-м.
В ближайшее время в компании планируют централизовать поставки через собственный распределительный центр в Подмосковье и перевести поставщиков этого центра на электронный документооборот. Намечено в 2017 году перейти на унифицированный электронный документ, а также внедрить модули, позволяющие управлять отношениями с клиентами и работой транспорта.