ИТ-инструменты совместной работы сотрудников современных предприятий становятся одним из важнейших компонентов цифровой трансформации их деятельности. Растет популярность средств видеоообщения, облачных решений, повышается мобильность участников конференций. Максим Репин, руководитель отдела российского офиса Cisco Systems по продвижению новых технологий совместной работы, рассказал Computerworld о состоянии рынка и работе его компании в данной области.

— Какое влияние технологии третьей платформы оказывают на решения для совместной работы?

Прежде всего, это использование облачных и мобильных решений, которые все шире применяются для корпоративных коммуникаций.

Популярность облачных решений растет, Cisco уже более девяти лет развивает облачную платформу WebEx, сегодня в конференциях на ее основе участвует более 70 млн пользователей. В прошлом году мы объявили о разработке нового облачного корпоративного мессенджера Cisco Spark, выход которого на российский рынок планируется в середине 2017 года.

Полностью облачные решения применяются сегодня, как правило, молодыми компаниями, а для большинства средних и крупных организаций гораздо более интересны гибридные структуры, в которых годами сложившаяся инфраструктура благодаря облачным сервисам получает новые возможности.

WebEx сегодня не просто поддерживает веб-конференции, но служит облачной платформой видео-конференц-связи, к которой могут подключаться стационарные видеоустройства различных производителей и клиенты, включая Microsoft Lync. Это уже совершенно иной сценарий, который интересен не только малому и среднему бизнесу, но и крупным территориально распределенным организациям.

Мобильность в свою очередь стимулируется и растущей «социализацией» персонала предприятий, и требованиями бизнеса территориально распределенных организаций, и желанием повысить эффективность работающих «в поле» сотрудников. Такая «мобилизация» приводит к необходимости заметного усиления мер защиты, которые должны обеспечить безопасность информационных систем предприятий, не снижая качества сервисов, предоставляемых пользователям.

— На форуме «Бизнес-Видео», проведенном издательством «Откpытые системы», прозвучал прогноз, что видеосвязь уже в близкой перспективе станет основным инструментом совместной работы…

Действительно, эта технология становится все более популярной, особенно на развитых рынках, но ей пока еще далеко до того, чтобы стать основным инструментом. В прошлом году только 4% переговорных комнат во всем мире было оборудовано средствами видеосвязи, а в 2016-м этот показатель увеличился лишь до 7%. К сожалению, все происходит не так быстро, как хотелось бы. Пользователи стремятся к удобству работы, они хотят, чтобы была автоматизирована настройка систем, чтобы камеры сами наводились на выступающих, чтобы была максимально упрощена организация конференций. Но такие высококачественные решения предлагают отнюдь не все производители, да и стоимость у них немалая.

— Наблюдается ли тенденция выхода систем видеосотрудничества за стены переговорных комнат?

Да, и наша компания реагирует на нее выпуском персональных терминалов, к примеру Cisco серии DX, которые устанавливаются на рабочих местах руководителей, а также способствуют повышению продуктивности работы наиболее ценных для предприятий специалистов. Но дело не только в самих терминалах и их стоимости, которая, впрочем, значительно снизилась. Теперь возникает гораздо меньше проблем с организацией и администрированием распределенной видеоинфраструктуры, отсутствуют прежние ограничения в масштабируемости и емкости портов. ИТ-администраторам стало гораздо проще добавлять новые персональные устройства, вводить очередные персональные или мобильные клиенты в централизованную систему, которая способна регистрировать сотни абонентов.

— Насколько часто развертывание систем видеосвязи предприятий приводит к модернизации корпоративной сетевой или вычислительной инфраструктуры?

В большинстве случаев. При внедрении таких систем уже на стадии проектирования рассчитывается нагрузка на каналы связи, формируются требования к их пропускной способности, определяются наиболее критичные участки сети и методы повышения их доступности и производительности. В системах видеообщения с централизованным управлением предусмотрены средства планирования сетевых ресурсов и приоритизации трафика, которые позволяют наиболее эффективно использовать имеющиеся коммуникации. В распределенных компаниях защита взаимодействия центра и филиалов, как правило, обеспечена, но, если появляются мобильные сотрудники или проводятся видеоконференции с партнерами и клиентами, следует серьезно подумать об усиленных мерах защиты.

Максим Репин: «Полностью облачные решения применяются сегодня, как правило, молодыми компаниями, а для средних и крупных организаций гораздо интереснее гибридные структуры»

 

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке?

Не буду много говорить об ИТ-бюджетах, о замораживании и переносе сроков проектов, об этом хорошо известно. Вопрос в том, чем мы реально можем помочь нашим заказчикам. В августе мы вывели на российский рынок новый программный продукт — Cisco Meeting Server, который выполняет функции сервера видеосвязи высокого качества, поддерживает аудио- и веб-конференции, устанавливаясь в виде виртуальной машины. Несколько таких машин можно объединить в кластер, что обеспечивает практически неограниченные возможности масштабирования. Если сравнить стоимость инфраструктуры видео-конференц-связи, построенной на базе традиционного аппаратного сервера многоточечной конференции (Multipoint Control Unit, MCU), и системы видеосвязи на базе нового программного сервера, то выигрыш в цене окажется более чем на порядок по сравнению с «железными» системами. Кроме того, это ПО содержит ряд функций, для использования которых в видеокомплексах на основе MCU приходилось обращаться к системным интеграторам, что увеличивало их стоимость. Теперь всего этого нет, в чем мы убедились вместе с заказчиками в нескольких первых проектах. Спрос на тестовые лицензии программного сервера очень велик, буквально каждый день стартует несколько новых пилотных проектов.

— Что происходит с бизнесом совместной работы Cisco в России и каковы ближайшие планы компании в данной области?

На долю продуктов и решений для совместной работы приходится около 10% бизнеса Ciscо в нашей стране. Большая часть доходов делится приблизительно поровну между продуктами для систем объединенных коммуникаций — IP-АТС Cisco Unified Communications Manager с телефонами и продуктами для видеоинфраструктуры, также с оконечным оборудованием.

Вклад WebEx, несмотря на заметный рост, пока невелик, хотя в Европе и в мире завершившийся летом финансовый год продемонстрировал лучшие за последнее время результаты. У нас же крупные заказчики относятся довольно настороженно к размещенной за рубежами страны облачной инфраструктуре.

В планах активизация облачных предложений Cisco в России на базе ЦОД наших партнеров, в том числе уже предлагающих сервисы IaaS на платформах Cisco. Мы рассчитываем на гибридные решения на базе корпоративного мессенджера Spark, тем более что его наиболее «чувствительные» для заказчиков модули могут быть установлены в их инфраструктуре.

Планируем также активно продвигать Cisco Meeting Server, как для новых систем видеообщения, так и для модернизации уже существующих. Интероперабельность этого ПО является фундаментом для создания гетерогенных систем с видеотерминалами и клиентами различных производителей. Еще один инструмент модернизации — новая версия Cisco Unified Communications Manager, интеграция этого ПО с видео и обновление базы оконечных устройств.