Компания Samsung официально прекратила производство, продажи и обмен своих смартфонов Note 7. Произошло это через несколько недель после того, как были выявлены случаи перегрева, задымления и воспламенения устройств, которые должны были стать новым флагманом обширного семейства гаджетов компании.
По мнению многих аналитиков, безвременная кончина Note 7 обойдется Samsung очень дорого.
Патрик Мурхед из компании Moor Insights & Strategy оценивает общие затраты Samsung в сумму от 5 млрд до 7,5 млрд долл., причем без учета репутационных потерь. Аналитики Credit Suisse полагают, что общие убытки от 19 млн устройств Note 7 составят порядка 17 млрд долл.
Жизнь Note 7 оказалась коротка. Продажи смартфонов в США начались 19 августа. А 2 сентября компания Samsung объявила о глобальном отзыве Note 7, официальная же процедура отзыва была инициирована Комиссией США по безопасности потребительских товаров 15 сентября.
Но уже 5 октября из Note 7 дым повалил прямо на борту авиалайнера Southwest Airlines, стоявшего на летном поле аэродрома. Пассажиров эвакуировали, никто не пострадал. После появления еще нескольких сообщений подобного рода некоторые мобильные операторы в США решили прекратить продажи и обмен Note 7.
И вот 11 октября Samsung наконец выступила с кратким заявлением: «В целях обеспечения безопасности наших клиентов мы прекращаем продажи и обмен Galaxy Note 7 и останавливаем производство этих устройств».
Никогда еще в истории смартфонов — да, пожалуй, и любых других технических устройств — не случалось, чтобы за отзывом модели следовало прекращение производства ее исправленного варианта.
Если бы компания сама не остановила производство, то национальные органы, призванные следить за безопасностью потребительских товаров, возможно, пошли бы на подобные меры.
Несмотря на беспрецедентный случай с Note 7, некоторые аналитики уверены, что Samsung сумеет пережить эту катастрофу. Все будет зависеть от того, как поведет себя компания в дальнейшем.
«Потребители склонны прощать все, — добавил Мурхед. — У любого крупного автопроизводителя выявлялись дефекты, из-за которых погибали люди, но ни одна из этих компаний после отзыва своих автомобилей не разорилась. Компанию убивает не отзыв продукции сам по себе, а то, как его воспринимают и как на него реагируют».
Аналитики рекомендуют Samsung принять в самое ближайшее время действенные меры.
Сохранять открытость
Мурхед полагает, что во всем виновата система зарядки, повреждающая литий-ионную батарею в Note 7. Результатом становится перегрев, задымление и воспламенение как первоначальной, так и исправленной версии устройства. В Samsung такие объяснения не комментируют, хотя, по мнению аналитиков, это следовало бы сделать.
«Samsung нужно обеспечить прозрачность расследования, информировать клиентов о том, что произошло и как планируется устранять выявленные недостатки, — считает аналитик Creative Strategies Каролина Миланези. — Когда производители отзывают автомобили, мы ведь не отказываемся от вождения. Но Samsung должна разъяснить ситуацию и тем самым развеять опасения пользователей, что аналогичные проблемы возникнут с другими телефонами. Это совершенно необходимо сделать, если компания хочет минимизировать понесенный ущерб».
«До сих пор ничего в этом отношении сделано не было», — добавил Мурхед.
Аналитик Technology Business Research Джек Наркотта полагает, что в Samsung и сами точно не знают, почему даже после отзыва неприятности не закончились. «Пока компания не выявит причину воспламенения, о том, что произойдет в дальнейшем, лучше никаких предположений не строить».
Мурхед считает дефект батареи маловероятным, поскольку перегревались батареи, выпущенные двумя разными производителями. Устройства, продаваемые в США, снабжались батареями Samsung SDI, а смартфоны, поставляемые в Китай, — батареями компании Amperex Technology of China. После отзыва устройств в США стали использоваться батареи Amperex, однако телефоны по-прежнему воспламенялись.
Компанию убивает не отзыв неудачного продукта сам по себе, а то, как этот отзыв воспринимают и как на него реагируют, предупреждают аналитики
|
Тщательно проанализировать перспективы всего семейства Note
Мурхед верит в то, что в конечном итоге Samsung представит Note 8. Возможно, это произойдет в январе или в марте. Устройство снабдят цифровым стилусом, позволяющим рисовать и писать на большом дисплее диагональю 5,7 дюйма.
Естественно, смартфон должен быть безопасен. Пока неясно, как в Samsung собираются решать эту задачу. Но ни один производитель не в состоянии быстро создать замену Note.
Миланези считает, что для устройства нужно придумать другое название, поскольку Note 8 будет напоминать всем о смартфоне, который загорается прямо в штанах у пользователя.
Аналитик J. Gold Associates Джек Голд полагает, что Samsung не следует отказываться от типоразмера Note.
«У устройства с таким формфактором почти нет конкурентов, — подчеркнул он. — И нет оснований полагать, что Note не будет пользоваться популярностью в будущем. У Apple просто нет аналогичных устройств».
«Даже если Samsung решится на переименование Note, большой экран и стилус все равно будут выдавать его», — добавил аналитик 451 Research Кевин Берден.
Свыкнуться с потерями и идти дальше
Несмотря на то что стилус Note имел очень важное значение для многих пользователей, устройство все равно оставалось нишевым. «В общем объеме продаж Samsung на Note 5 (модель Note 6 никогда не выпускалась) приходилось всего 5%, — указал Мурхед. — Семейство Galaxy, в состав которого входят сейчас модели Galaxy S7 и S7 Edge, вдвое, а то и втрое популярнее. Для Samsung продажи устройств семейства Note не так уж существенны. И я не вижу причин для того, чтобы осложнения с ним как-то отразились на представителях других семейств».
«Samsung продает много моделей смартфонов в самых разных странах, и с аналогичной проблемой никто там не сталкивался», — отметил Берден.
На вопрос, удастся ли Apple или Huawei извлечь существенную выгоду для себя из провала Note 7, аналитики единодушно ответили отрицательно.
Во многом это объясняется тем, что у Samsung самая крупная ниша на глобальном рынке смартфонов. Во втором квартале, по данным IDC, на продукцию этой компании приходилось 22% общего объема продаж. Доля Apple составляет 12%, а Huawei — 9%.
«Первую позицию в рейтинге Samsung не потеряет ни при каких условиях, — подчеркнул Мурхед. — Уж слишком велика эта компания».
Huawei тоже выпускает телефоны на платформе Android, но не пытается существенно расширять свое присутствие на рынке США, а значит, ее возможности использовать неудачи Note 7 в своих интересах ограничены.
«В краткосрочной перспективе другие бренды, несомненно, будут иметь определенные преимущества, но ни одна компания не пытается заявлять о революционных технологиях аккумуляторов или о непревзойденном контроле качества, — пояснил Берден. — Существующие ограничения батарей на всех производителях отражаются одинаково. За последнее время в периодической таблице не появилось ни одного нового элемента. Это значит, что все производители литиево-ионных аккумуляторов на долгие годы ограничены имеющейся емкостью и продолжительностью функционирования своей продукции, которая у всех изготавливается из одних и тех же материалов. А их конкурентоспособность будет зависеть от совершенства используемых производственных процессов».