Департамент информационных технологий города Москвы и «Ростелеком» объявили о внедрении в структурах московского правительства почтовой системы, базирующейся на решении «МойОфис Почта» компании «Новые облачные технологии». Оператор доработает его под потребности служащих столичных ведомств.
Предваряя сообщение о контракте, Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ, перечислил меры, предпринимаемые Минкомсвязью для поддержки российской индустрии программирования: льготы по налогам для компаний от семи человек (ими, по его оценке, пользуется треть российских программистов), 15-процентную ценовую «фору» для отечественных разработок. Госструктурам и госкомпаниям все более настоятельно рекомендуется выбирать себе программы из Единого реестра российского ПО. К тем же, кто продолжит закупать западные при наличии российских аналогов, будут проявлять все более пристальный интерес разнообразные контролирующие инстанции.
А выбирать, по его словам, есть из чего — в реестре около 2 тыс. продуктов, решающих практически все задачи. А в будущем году он может прирасти разработками стран Евразийского экономического союза.
Более того, возможно, появятся там и решения из стран БРИКС. По крайней мере, в последние пару лет Никифоров неоднократно заявлял о необходимости совместных с этими странами действий, направленных на преодоление цифрового неравенства и диктата разработчиков одной страны (см. например, «Минкомсвязь настаивает на демонополизации ИТ», Computerworld Россия, 15 октября 2015). Как полагает Никифоров, российский рынок слишком мал для того, чтобы прокормить отечественных разработчиков, и, значит, надо осваивать рынки стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе стран БРИКС.
Но, чтобы продвигать наше ПО на зарубежных рынках, нужны истории успеха на своем. И такую историю готов написать Артем Ермолаев, глава столичного Департамента информационных технологий, собирающийся унифицировать почтовую систему правительства Москвы на базе отечественного решения.
Одну из причин перехода на «МойОфис Почту» глава ДИТ видит в том, что от «больших» вендоров трудно ждать оперативной реакции на запросы мелких, по их масштабам, заказчиков. Скажем, почтой на базе Microsoft Exchange пользовались почти 60 тыс. человек, обслуживаемых департаментом. Но в этой системе, например, нельзя было наладить планирование встреч и совещаний в соответствии с порядком, принятым в российских административных структурах. В Microsoft департаменту не отказывали, но просили подождать.
Напротив, и для «Новых облачных технологий», и для «Ростелекома», который с этим решением выиграл тендер, московское правительство — заказчик крайне важный. И, как надеется Ермолаев, подгонка продукта под запросы ДИТ будет производиться оперативно. В частности, адаптировано к порядку делопроизводства московского правительства решение для планирования и составления расписаний «МойОфис Календарь», интегрированное с «Почтой».
До конца года на новую платформу будет переведено около 6 тыс. пользователей — сотрудников самого департамента и ряда других структур. Стоимость контракта — 40 млн руб. В ходе пробной эксплуатации техническое задание будет уточнено, продукт соответствующим образом доработан, будут выявлены и «расшиты» узкие места и т. д. В дальнейшем, в 2017–2018 годах, решение будет тиражировано на все структуры, имеющие отношение к московской администрации, а это около 600 тыс. человек. Так что Ермолаев просил не вычислять стоимость одного рабочего места путем деления стоимости контракта на участников «пилота» — окончательная стоимость места будет гораздо ниже.
Правда, на тиражирование, согласно закону, будет объявлен новый тендер, и совершенно не обязательно его снова выиграет «Ростелеком»: поскольку почтовая система развертывается на серверах ДИТ, а не в облаке оператора, сменить поставщика услуг, по словам Ермолаева, труда не составит. Более того, не факт, что в тендере победит и «МойОфис», — все решится на конкурсной основе. Правда, тогда непонятен смысл пилотного проекта.