Около 70% руководителей и топ-менеджеров российских предприятий розничной торговли и сферы услуг не осведомлены о необходимости обязательного внедрения онлайн-касс. Более того, 40% управленцев впервые услышали об этом во время опроса, проведенного в восьми федеральных округах аналитическим центром Юрия Левады совместно с компанией АТОЛ.
Между тем в июле вступили в силу поправки в ФЗ -54 «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». И с 1 июля 2017 года передача в налоговую службу данных обо всех продажах в реальном времени через облачный сервер оператора фискальных данных станет обязательной.
Как пояснил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России, с этого момента применение контрольно-кассовой техники и фискальных документов прежнего образца будет расцениваться как отсутствие кассового учета и наказываться в соответствии с размером неучтенной выручки. В то же время он заверил, что ФНС активно работает над тем, чтобы сделать переход на новый порядок применения ККТ максимально безболезненным для налогоплательщиков.
Новые требования касаются всех организаций, осуществляющих расчеты с населением на территории России, включая продовольственный и непродовольственный ретейл, интернет-магазины, кафе, рестораны, гостиницы, салоны красоты, аптеки, АЗС, автосервисы, юридические фирмы и другие сервисные организации, а в скором времени охватят также платежные терминалы и вендинговые аппараты. В зависимости от размера компании технологическая модернизация потребует, по оценкам АТОЛ, от одного до шести месяцев.
Однако лишь 12% руководителей, опрошенных «Левада-центром», планируют оснастить свои кассы технологией онлайн-передачи данных до Нового года, еще 11% планируют сделать это до весны 2017 года. Большинство же либо откладывают решение вопроса до момента вступления в силу обязательных требований закона (43%), либо вообще пока не задумываются об этом (34%).
Готовность номер один
Все технические компоненты для построения новой системы уже созданы. В сентябре в госреестры внесены первые две модели онлайн-касс (еще 20 моделей готовятся к этому) и фискальный накопитель. Официально утверждены четыре оператора фискальных данных: «Энергетические системы и коммуникации», «Такском», «Эвотор ОФД» и «Ярус», еще несколько заявок находятся на рассмотрении.
Поставщики оборудования готовят производство и сервисные службы к взрывному спросу, обращая внимание в первую очередь на решения, позволяющие доработать существующую ККТ. «Нет никаких сомнений, что мы обеспечим кассовой техникой всю нашу торговлю», — заявил Анатолий Востриков, президент Российской ассоциации производителей кассовой техники.
По словам Бударина, 98% существующих моделей ККТ в принципе подлежат модернизации. Однако, перед тем как установить в аппарат новое ПО, нужно снять его с учета (это займет один день), а после модернизации зарегистрировать снова. Онлайн-регистрация в личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru займет не более десяти минут, отметил представитель ФНС. Тем не менее, в масштабе крупных компаний переход будет логистически сложным, затратным и потребует перестройки внутренних учетных систем для работы с новыми форматами документов.
Аналитическая платформа для сбора, хранения и первичной обработки поступающих фискальных данных практически готова. В первую очередь с помощью этой системы планируется автоматизировать контроль правильности применения ККТ и ее неприменения, в том числе по данным источников, находящихся за пределами ФНС. Однако ожидается, что возможности системы будут гораздо шире, чем простое обнаружение расхождений в суммах. «Цель — не только максимально достоверно выявлять факты прямых нарушений, но и обеспечить риск-ориентированный подход в контрольной работе налоговой службы», — отметил Бударин.
Прозрачность не за горами
Введение нового порядка, по сути, позволит государству отслеживать выручку компаний в реальном времени, сводя к минимуму возможность манипуляций для ухода от налогов. По данным «Левада-центра», половина делового сообщества России считает, что новые требования законодательства о передаче данных о продажах в налоговую службу позволят в той или иной мере повысить прозрачность рынка, улучшить конкурентную среду и собираемость налогов. В то же время 28% респондентов отметили, что внедрение онлайн-касс «скорее не поможет» в улучшении ситуации с прозрачностью рынка, а 9% уверены, что «абсолютно не поможет».
Наиболее позитивно воспринимают новый порядок предприниматели, которые уже ведут бизнес онлайн. «Мы считаем, что для рынка это большое благо», — сказал Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли. По его словам, переход ведет к «обелению» рынка и выравниванию конкуренции, а также снимает с бизнеса часть нагрузки по обслуживанию ККТ и предоставлению отчетности в налоговые органы благодаря передаче данных в автоматическом режиме.
Вникнуть в детали
Недостаточную информированность о новых требованиях закона и отсутствие понимания тонкостей перехода отметили 37% участников опроса, еще 20% предпринимателей тяготит необходимость визита в налоговую. Чтобы проинформировать деловое сообщество о сути перемен, общественная организация «Деловая Россия» и компания АТОЛ запустили федеральный образовательный проект «ФЗ -54: все о главной реформе правил торговли». До июня 2017 года в 65 городах пройдут тематические конференции, семинары и вебинары. Часть ежемесячных вебинаров по наиболее актуальным вопросам будет организована совместно с ФНС.
Трудности перехода
Cтоимость технического и программного переоснащения является основным фактором, осложняющим переход на онлайн-кассы, считают 42% предпринимателей. По словам президента АТОЛ Алексея Макарова, модернизация обойдется примерно в 5–7 тыс. руб. на аппарат, а приобретение нового устройства — от 15 до 30 тыс. руб. В то же время фискальный накопитель стоит приблизительно столько же, сколько электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ), которую и раньше приходилось менять ежегодно. А на годовое обслуживание онлайн-касс потребуется в среднем на 15–20% меньше затрат, чем на поддержку техники по старым правилам, в том числе за счет меньшей стоимости заменяемых комплектующих, а также необязательности заключения договора с центрами технического обслуживания.
Переход на новые правила неизбежно будет болезненным, уверен Владимир Ионкин, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. По его мнению, необходимо продлить хотя бы на полгода переходный период, в течение которого не будут применяться санкции. Оценить предстоящие трудности можно, вспомнив внедрение автоматизированной системы для контроля оборота алкогольной продукции. Несмотря на то что ЕГАИС функционирует уже много лет, до сих пор нередко случаются ошибки, цена которых для бизнеса варьируется от 200 тыс. руб. штрафа до потери лицензии. «По нашим скромным оценкам, ЕГАИС стоила бизнесу несколько десятков миллиардов рублей, новый порядок ККТ будет стоить не меньше», — полагает Ионкин, который предложил направить часть дополнительных поступлений от введения нового порядка на компенсацию расходов бизнеса в форме налоговых вычетов.
Соответствующий законопроект будет обсуждаться Госдумой на осенней сессии, но, скорее всего, как считает Бударин, он защитит в первую очередь мелкий и микробизнес, применяющий патенты и единый налог на вмененный доход.