Выравнивание конкурентных условий для российских и иностранных онлайн-продавцов, а также другие чувствительные для электронного ретейла вопросы обсудили участники форума «Интернет + Торговля», организованного Институтом развития Интернета при поддержке РАЭК и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Центральной темой форума стало упрощение розничного экспорта.
Как сообщил помощник председателя правительства РФ Андрей Слепнев, в ближайшее время планируется создать правительственную подкомиссию по электронной торговле, которую возглавит вице-премьер Аркадий Дворкович. Данный орган будет координировать деятельность по увеличению онлайн-экспорта. «Мы должны научиться зарабатывать на международном рынке на чем-то, кроме нефти, — сказал Слепнев. — Экспорт приоритетная для нас тема, мы обречены ее развивать». Он отметил, что интернет-торговля — одна из важнейших структур для развития экономики, ее доля будет расти, а правительство намерено предпринимать системные усилия по поддержке онлайн-экспорта.
По данным «Почты России», объем экспортно-импортных отправлений в первом квартале текущего года вырос втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года, но доля экспорта в нем составляет менее 1% |
С 1 сентября Федеральная таможенная служба и «Почта России» планируют запустить пилотный проект по упрощенному таможенному оформлению экспортных почтовых отправлений, в отношении которых не требуется подтверждение фактического вывоза для возмещения НДС. Юридические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, смогут декларировать товары, продаваемые в розницу за рубеж, не на таможне, а в почтовом отделении, сокращая таким образом свои издержки. При этом не нужно будет заполнять отдельные документы на каждую посылку, достаточно сдать один документ сразу на партию отправлений. «Розничного экспорта из России до вчерашнего дня практически не существовало, — заявил Герман Клименко, советник президента РФ, председатель cовета ИРИ. — Но мы выделили бизнес, которому не требуется возврат НДС, и разработали для него механизм упрощенного декларирования».
«Это будет серьезный шаг в продвижении российских товаров», — полагает заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев. По его словам, объем экспортно-импортных отправлений в первом квартале текущего года вырос втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года, но доля экспорта в нем составляет менее 1%, и ее увеличение во многом зависит от государства. Для расширения зарубежной аудитории Минкомсвязи предлагает размещать рекламные баннеры площадки с российскими товарами на порталах почтовых администраций разных стран, популярность которых достаточно высока. Такой способ поддержки не требует больших капиталовложений, и в ближайшее время ведомство намерено предложить нескольким почтовым администрациям провести такую акцию. Кроме того, «Почта России» начала раскручивать собственный онлайн-магазин на внутреннем рынке, а сейчас готовится начать его продвижение на рынке внешнем, в том числе через почтовые администрации.
По данным ассоциации «Опора России», только 10% малых и средних предприятий задумываются об экспорте. «Мы хотим, чтобы все компании, работающие по ‘упрощенке’, смогли вывозить любое количество товаров, не слетая при этом с упрощенной системы налогообложения», — сказал Алексей Федоров, президент АКИТ. Пока мелкие российские компании не могут экспортировать товаров на сумму свыше 120 млн руб. в год.
На втором этапе эксперимента ФТС и «Почты России» предполагается упростить экспорт и для тех компаний, которым необходим возврат НДС. По мнению Слепнева, в сегменте B2C не так уж много товаров могут рассчитывать на международное признание. «Но водка, экологически чистые продукты питания и еще ряд позиций могут стать хороший стартом», — считает он.
«Наши товары, бренды за рубежом неизвестны, большинство малых предприятий не умеют пользоваться ресурсами зарубежных площадок, кроме того, для них это дорого», — отметил Петр Фрадков, генеральный директор Российского экспортного центра. В то же время создание крупных отечественных онлайн-площадок за бюджетные деньги он считает ошибочным подходом. По мнению Фрадкова, организацию господдержки экспорта следует выстраивать по четырем направлениям: партнерство с существующими крупными площадками, нормативное регулирование, создание «коробочных» решений для продажи с применением методов экспортного кредитования и обучение экспортеров пользованию предлагаемыми инструментами поддержки.
Первые договоренности о партнерстве вот-вот воплотятся в жизнь. Как сообщил директор по развитию бизнеса AliExpress в России Марк Завадский, AliExpress и РЭЦ планируют создать российский павильон с широким ассортиментом отечественных товаров на онлайн-площадке Tmall Global, входящей в группу Alibaba. «Россию не знают на мировом рынке электронной коммерции, поэтому крайне важен брендинг на уровне страны», — подчеркнул Завадский.
«Все хотят использовать бренд ‘Cделано в России’, но его нельзя монополизировать, задача государства унифицировать работу по продвижению такого бренда на внешнем рынке», — добавил Фрадков.
Участники дискуссии отметили, что российским коммерсантам предстоит многому научиться у китайских конкурентов, которым государство не дотирует доставку товара, хотя многие в России уверены, что это так. Для китайских продавцов логистика стала частью маркетинговой стратегии, поэтому они готовы продавать с минимальной маржой и даже в убыток в расчете на выигрыш в будущем.
Участники форума также обсудили финансовые и юридические аспекты экспорта цифровых товаров; возможность либерализации дистанционной торговли лекарствами, ювелирными изделиями и алкогольными напитками; обязанность использовать фискальные регистраторы и выдавать покупателям электронные чеки с 1 июля 2018 года; предложение РАЭК по созданию ГОСТа или правила дистанционной торговли, а также особенности онлайн-площадок для социального предпринимательства.
Рейтинг для саморегулирования
В России насчитывается 45 тыс. интернет-магазинов. В 2015 году объем электронной торговли составил по разным оценкам 640–700 млрд руб., достигнув 4% всего российского ретейла. Даже в условиях общего экономического спада интернет-торговля сумела вырасти на 3%, в то время как традиционные продажи сократились на 13%. И ее потенциал этим не исчерпывается. «Рост интернет-торговли сдерживается опасениями пользователей, и главные опасения связаны с безопасностью платежей и сделок», — заявил Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ. По его словам, опасения связаны не только с мошенническими схемами, но и с тем, что онлайн-магазины нередко срывают сроки поставки или доставляют не тот товар, который был заказан покупателем. Чтобы повысить доверие пользователей, РОЦИТ и РАЭК намерены создать механизм саморегулирования отрасли на основе публичного рейтинга торговых площадок. Недобросовестные продавцы, нарушающие закон «О защите прав потребителей» и этические нормы, будут исключаться из рейтинга.