В ходе организованного издательством «Открытые системы» традиционного ежегодного форума IT Management Forum 2016 не раз звучал тезис: большинству руководителей не хватает знаний и навыков работы в условиях цифрового бизнес-ландшафта. Между тем, вклад цифровой экономики в ВВП России уже составил в 2016 году 2,1%, что хотя и в три-четыре раза ниже, чем у лидеров цифровой трансформации: Южной Кореи, Дании, Швеции, но внушает оптимизм. В среднем в Европе доля цифровой экономики сегодня превышает 5% ВВП, а Россия, по данным Boston Consulting Group, находится на 39-м месте между Словенией и Италией.
Компании цифровой экономики стремятся расти и развиваться, а для этого должны предлагать новые продукты и услуги, отличающие их от конкурентов. Однако рынок диктует новые правила — потребители хотят получать самые качественные, удобные в использовании и недорогие продукты и услуги, способные адаптироваться к изменяющимся требованиям. Пользователи уже привыкли, что на их персональных устройствах еженедельно обновляются любимые программы, и они того же ожидают от банков, магазинов, операторов и др. Предприятия вынуждены удовлетворять такие запросы своих клиентов, включая в арсенал своих инструментов средства поддержки мобильности, работы с Интернетом вещей и с Большими Данными. Но при этом большинство из них не готово отказываться от классической организации ИТ, а также от методов управления ими — стабильность, надежность, безопасность и управление рисками являются для них основным условием существования бизнеса.
Участники форума сошлись во мнении, что пришло время нового стиля управления ИТ, однако большинство руководителей бизнеса еще не разобрались в перспективах и угрозах, которые таит в себе цифровая эпоха, не могут планировать стратегию развития с учетом новых реалий. Как отметил на форуме Сергей Потапов, директор по ИТ компании «Русагро», пора разобраться, «вместе ли ИТ и бизнес». Например, для современных финансовых сервисов трудно сказать, где заканчивается ИТ и начинается маркетинг, однако не обязательно, что менеджеру по маркетингу следует выполнять работу директора по технологиям. Вместе с тем, в условиях, когда, например, российский рынок рекламы в 2015 году уменьшился на 10%, а рынок интернет-рекламы увеличился на 15%, менеджеру по маркетингу просто необходимо понимать ценность данных и как из них можно извлечь деньги, а это приводит к потребности пользования инструментами, которые ему рекомендует ИТ-директор. Неудивительно, что в 2017 году подразделения маркетинга потратят на ИТ больше, чем собственно ИТ-департаменты. Без изменения мышления цифровое предприятие не построить, а пока, когда речь заходит о цифровой экономике, бизнес-руководителям не достает соответствующего образования, опыта работы с цифровыми технологиями и анализа экспертизы соответствующих проектов. И наоборот, считается, что именно ИТ-руководители всегда были инициаторами и лидерами преобразований на пути к цифровому предприятию. Однако, как выяснилось из выступления Максима Тамбиева, регионального директора Forrester Research, мало кто из них пополняет ряды руководителей бизнеса. «Айтишники» никогда не имели дело с доходами, их менталитет ориентирован не на зарабатывание, а на расходование.
Стирание границ между ИТ и бизнесом в цифровую эпоху заставляет, как отметил Маартен Бордевийк, глава компании Bordewijk Training&Advies, учиться и на ошибках, и на успехах, но при этом избегать слепого следования советам консультантов, которые обычно подобны верстовым столбам, показывающим дорогу, но по ней не ездящим. При этом Бордевийк предостерегает: дорогая система управления ИТ, как и дорогой автомобиль, не является гарантией от «аварий», и если больше внимания уделять общению с практиками, минимизировать число уровней руководства и не усложнять формулировки задач, а главное — непрерывно во взаимодействии обсуждать новые идеи для выработки общего понимания проблем и способов их решения, — то вступление предприятия в цифровую эпоху будет гораздо менее болезненным.
Маартен Бордевийк предостерегает: дорогая система управления ИТ, как и дорогой автомобиль, не является гарантией от «аварий» |
Патрик Бьюх, руководитель направления управления сервисами в компании FNT, специализирующейся на поставках комплексных программных решений для учета телекоммуникационной, инженерной и ИТ-инфраструктуры, также призвал участников форума обратить пристальное внимание на цифровую трансформацию, но под углом каталогизации. В эпоху сервисной экономики составить каталог сервисов сложнее, чем каталог продуктов — приходится учитывать не только параметры продукта (сервиса), но и особенности его пользователей и время предоставления сервиса. При этом организация управления ИТ должна строится не на проектно-ориентированном, а продукто-ориентированном подходе.
Кирилл Кушнарев, генеральный директор компании Devoteam в России, попытался в своем докладе дать ответ, почему именно сегодня возникла необходимость в новых методах управления ИТ. Новые услуги появляются ежедневно, клиенты ищут альтернативы, выбирая более дешевое, но качественное, а побеждает производитель, способный быстрее других предложить качественное решение по более низкой цене. Сегодня, когда вместо ROI, по мнению Кушнарева, впору говорить о RONI (Return On Non Investment), то есть о выгоде от осмотрительного воздержания от неоправданных расходов, появляются компании наподобие Uber, Facebook или Netflix, не обремененные собственными громоздкими активами (автомобилями, контентом, кинотеатрами и пр.) и вместе с тем успешно работающие на цифровом рынке, и в то же время конкурентами любого бизнеса реально могут стать такие ИТ-гиганты, как Microsoft, SAP и Apple. Принципиальное отличие цифровой трансформации в том, что структура любой отрасли и компании уже не является фиксированной — успех агрегаторов типа Uber зиждется на долевой экономике, устраняющей посредников, максимально загружающей все имеющиеся ресурсы и широко использующей возможности обратной связи. Традиционным средствам управления ИТ трудно вписаться в такую экономику.
Андрей Косыгин, ведущий консультант HPE в области ITSM и DevOps, отметил, что технологии меняются быстро, однако методы управления ИТ отстают, например последняя версия ITIL вышла еще в 2011 году, когда мало кто знал о мобильном банкинге, а известные социальные сети только набирали популярность. Следовательно, требуется менять подход к организации ИТ, стремясь к предоставлению персонифицированных услуг, трактуя ИТ в терминах создания ценности.
Ответ на вопрос, «что делать для изменения стиля управления ИТ», прозвучал в докладе Кушнарева: включать задачи управления ИТ в стратегическое планирование бизнеса; разрабатывать и доводить до сведения сотрудников единую стратегию развития бизнеса в цифровую эпоху; рассматривать ИТ-проекты не только в разрезе соблюдения сроков и бюджетов; инвестировать в мобилизацию рабочих процессов и в облака; максимально полно пользоваться возможностями социальных сетей. Все это не означает, что бизнес-руководители должны стать экспертами в ИТ, но каждый из них обязан знать о возможностях цифровой трансформации, понимать, как их применить в своем бизнесе, и побуждать своих ИТ-директоров выйти за пределы цифрового ландшафта и заняться бизнес-образованием. А пока ИТ-руководители не стремятся осваивать тонкости бизнеса и обучать бизнес-лидеров навыкам цифровых технологий, что можно объяснить отсутствием соответствующей площадки обмена опытом и их высокой загруженностью текущими задачами. В этой связи трудно переоценить роль деловых форумов, подобных ITMF.