Представьте, как, чистя зубы по утрам, вы смотритесь в зеркало цифрового дисплея, который выдает всю актуальную информацию на день: расписание встреч, прогноз погоды, а также уровень зарядки батарей всех ваших устройств, в том числе телефона и электромобиля BMW i3, стоящего в гараже.
А когда заходите на кухню и включаете кофемашину, для автомобиля это становится сигналом к действию — он заводится и начинает прогреваться. Время ехать: одно движение пальцем по сенсорному ключу автомобиля, и машина отсоединяется от зарядного устройства, выезжает из гаража и останавливается перед вашей входной дверью. Наилучший маршрут движения к месту первой встречи уже рассчитан с учетом загруженности дорог и погодных условий.
В процессе движения автомобиль распознает другие транспортные средства, находящиеся на дороге, и поддерживает с ними связь, сохраняя идеальную с точки зрения безопасности и эффективности дистанцию. Каждый из находящихся рядом автомобилей передает свои координаты, которые ваша машина анализирует, рассчитывая вероятность угрозы потенциальной аварии. На подъемах, которые автомобиль идентифицирует с помощью трехмерной топографической навигационной системы, двигатель получает от электрических батарей дополнительный импульс, помогающий экономить бензин. На вершине холма батарея отключается и в процессе торможения на спуске начинает заряжаться.
По указанию своего владельца автомобиль находит место на парковке и занимает его. Во время встречи еще раз убедитесь, надежно ли заперта машина. Когда вы готовы следовать домой, автомобиль выезжает с парковки, движется по направлению к дому, паркуется в гараже и подключается к зарядному устройству.
Интернет автомашин уже стал реальностью |
Такие вот перспективы рисуют нам автопроизводители, и в частности, BMW. В мире подключенных автомобилей, домов и гаджетов автомобильная отрасль активно осваивает пространство Интернета вещей. Все, начиная от уже имеющихся средств, интегрированных с облачными платформами, и заканчивая новыми приложениями, направлено на повышение эффективности систем, которые еще только предстоит разработать.
Подключенные автомобили уже стали реальностью. Компания General Motors первой представила в 1990-е годы телематическую систему с технологией OnStar, позволявшую водителям обращаться за помощью на дороге прямо из своего автомобиля. С тех пор количество функций подключенных автомобилей многократно возросло, причем эксперты утверждают, что это только видимая нам вершина айсберга.
По оценкам Parks Associates, 30% автовладельцев могут подключать телефон к машине простым звонком. Почти все новые автомобили поддерживают связь с телефонами и предлагают в качестве опции расширенные интернет-сервисы.
«Пока большая часть соответствующих функций по-прежнему связана с вождением. Сюда относятся, в частности, картография и навигация, поддерживающая информация и средства безопасности», — заявила директор Parks Дженнифер Кент.
«Чтобы подключить автомобиль к Интернету вещей, вам понадобится подключенный дом, — пояснила Кент. — Каждый четвертый заявляет о своей заинтересованности в многочисленных устройствах, связанных с Интернетом, но технологии, поддерживающие подключенный в широком смысле мир еще не получили повсеместного распространения.
По словам менеджера BMW Штефана Бутца, отвечающего за сервисы определения местоположения, реализация концепции подключенного автомобиля является основной стратегической линией компании. В BMW над цифровыми инициативами работают 5 тыс. сотрудников, включая 300 специалистов подразделения BMW Car IT, разрабатывающих собственное программное обеспечение компании. В этом году BMW планирует нанять еще 500 человек, которые будут принимать участие в создании подключенных автомобилей.
Ключевая часть стратегии связана с построением облака BMW Open Mobility Cloud. В сотрудничестве с Microsoft компания создала платформу, поддерживающую подключенный стиль жизни. «Идея заключается в том, чтобы перенести опыт использования подключенных устройств в автомобиль, в ваш дом, в мобильный телефон, — пояснил Бутц. — Мы должны воспринимать все это как единое целое».
Внутри автомобиля большая часть технологий будет поддерживаться электронными управляющими устройствами (Electronic Control Units, ECU). В машине они управляют всем, начиная от электрических систем двигателя и заканчивая трансмиссией, средствами оказания помощи при рулении и даже механизмами блокировки дверей.
BMW и другие производители автомобилей поддерживают отношения с другими технологическими компаниями, которые помогают им встраиваться в широкий мир подключенных вещей. Одним из поставщиков, претендующих здесь на ключевую роль, является Cisco.
По мнению руководителя транспортного направления сетевого гиганта Барри Айнзига, около 80% технологий, которые необходимы для мира подключенных автомобилей и дорог, будут использовать существующие системы. Интеллектуальным транспортным системам и подключенным информационным стендам для обработки информации нужны базовые ЦОД, территориально-распределенные сети MPLS, обеспечивающие высокий уровень готовности, маршрутизаторы периферийных сетей и коммутационные шлюзы. Все эти технологии в настоящее время уже присутствуют на рынке. К оставшимся 20% относятся новые датчики и системы, специально предназначенные для дорог и систем подключенных автомобилей.
На международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2016 в Лас-Вегасе компания BMW продемонстрировала электромобиль i3, которому отводилась центральная роль в концепции подключенного автомобиля. Здесь же был представлен концепт Spyder с еще более развитыми функциями и полным отсутствием зеркал, на смену которым пришли датчики и камеры, размещенные по всему периметру автомобиля.
По словам Сэма Абуэльсамида, старшего аналитика компании Navigant Research, следящей за положением дел в отрасли технологий автоматизации, BMW наряду с Audi, General Motors и Daimler находится в авангарде производителей, претворяющих в жизнь концепцию подключенного автомобиля. И скоро мы узнаем, какое конкретно применение соответствующие технологии найдут в ближайшие годы.
Будущее безопасности дорожного движения — за системами связи между машинами
В Национальном управлении безопасностью движения США говорят о том, что следующей технологией, которая поднимет безопасность на новый уровень, станет связь между машинами (V2V). По оценкам, ее внедрение позволит предотвратить 70–80% ДТП в год.
Идея V2V в том, чтобы автомобили сообщали друг другу о своем местонахождении, скорости и состоянии тормозов до 10 раз в секунду. Машины будут просчитывать риск столкновения и предупреждать водителя либо автоматически принимать защитные меры. Средства связи автомобиль-инфраструктура (V2I) позволят, например, обмениваться данными со светофорами, чтобы уведомлять водителя о том, сколько еще будет гореть зеленый.
Но власти не спешат с требованием обязательного использования V2V, а производители не хотят вкладываться в новые технологии, пока нет соответствующих правил.