Консалтинговая компания Axelot разработала сервисную схему продаж систем управления складом (Warehouse Management System, WMS) и транспортом (Transportation Management System, TMS), которая позволит заказчикам избежать крупных первичных вложений при автоматизации складской и транспортной логистики. Как полагают в компании, сервисная модель поможет сделать автоматизацию логистики доступнее для малого и среднего бизнеса.
В России доля логистических издержек в себестоимости продукции в среднем в два раза выше, чем в Европе, утверждает Алексей Тимашов, генеральный директор Axelot. Так что вопрос сокращения затрат на логистику для компаний, работающих на российском рынке, совсем не праздный. Нацеленная на минимизацию издержек автоматизация логистических процессов требует инвестиций в оборудование, программное обеспечение и услуги, и объем этих вложений составляет в среднем 7–10 млн руб. Причем профинансировать такой проект при обычной схеме взаимодействия с поставщиками необходимо в достаточно короткий срок.
Между тем экономические условия в последнее время усложнились, платежная дисциплина ухудшилась, а возможности для инвестирования снижаются. Многие западные компании заморозили все инвестиционные проекты в России, хотя свои операционные бюджеты при этом не снижают. В Axelot расценивают это как предпосылки для развития сервисной модели, к каковым относят и желание топ-менеджеров сфокусироваться на основных бизнес-функциях, не отвлекаясь на технологии, а также нехватку квалифицированных кадров в штате заказчиков для реализации ИТ-проектов. По словам Тимашова, новая модель продаж не вытеснит прежнюю, а дополнит ее, позволив привлечь новых заказчиков. Помимо иностранных компаний, в качестве целевой аудитории нового сервиса рассматривается средний и малый бизнес.
Сервисная модель продажи программного обеспечения и оборудования подразумевает развертывание систем «1С: WMS» или «Axelot: TMS» на инфраструктуре Axelot.
Алексей Тимашов: «Доля WMS-проектов, выполняемых по сервисной модели, должна составить не менее 30%» |
Компания Axelot за свой счет оборудует склад заказчика, запускает информационную систему на своей инфраструктуре в ЦОД и в дальнейшем сопровождает ее, обеспечивая круглосуточную поддержку. Взять в аренду клиенты смогут и оборудование для штрихкодирования (терминалы сбора данных и принтеры этикеток), и беспроводную сеть. Дополнительно специалисты Axelot могут настроить решение на отдельные бизнес-процессы заказчика.
Получая необходимое оборудование и ПО в виде облачного сервиса, клиент ежемесячно оплачивает его по тарифу, величина которого фиксируется на три года. Специально разработанный Axelot калькулятор учитывает при расчете цены услуги порядка 40 параметров, влияющих на фактическую стоимость проекта для заказчика. По словам Тимашова, в трехлетнем диапазоне аренда и сервис обойдутся клиенту дешевле приобретения WMS и обслуживания ее своими силами.
Срок базового контракта составляет три года, но при желании клиент может в любой момент перейти от сервисной модели к традиционной, выкупив оборудование и лицензии на программное обеспечение. В проектах транспортной логистики предлагается аналогичная схема взаимодействия, хотя набор предоставляемого в аренду оборудования немного отличается.
Помимо низкого объема первоначальных вложений, к преимуществам сервисной модели консультанты относят уменьшение затрат на сервисное и гарантийное обслуживание, а также снижение операционных рисков, связанных с неработоспособностью старого оборудования или его несоответствием меняющимся требованиям бизнеса.
Специалисты Axelot уже ведут первый пилотный проект «WMS как сервис». За год компания выполняет около 100 проектов по автоматизации складской логистики и к концу 2016 года намерена реализовать по сервисной модели семь-десять проектов. В более отдаленной перспективе доля WMS-проектов, выполняемых по сервисной модели, должна составить не менее 30%. Проектов автоматизации транспортной логистики пока немного, так что по этому направлению целевые ориентиры для сервисной модели еще определены.
Как сообщили в компании, дополнительных ресурсов для реализации новой схемы продаж Axelot не потребуется, пока число проектов не начнет расти. «Нам гораздо проще обеспечить поддержку таких проектов, чем разбираться с проблемами на стороне клиента, да и себестоимость сопровождения будет меньше», — заметил Максим Власов, директор по развитию компании Axelot.