В начале февраля компания PayPal и агентство Data Insight провели свое уже ставшее традиционным ежегодное исследование состояния рынка онлайн-коммерции и электронных платежей в России. В онлайн-исследовании, которое охватило все типы населенных пунктов России, приняли участие более 4 тыс. активных пользователей Интернета в возрасте от 18 до 64 лет.
За прошедший год количество платежей, проведенных посредством Интернета, заметно выросло. Так, по сравнению с прошлым годом в 1,2 раза увеличилась доля опрошенных, использующих онлайн-платежи в самых разных целях. Что касается способов, которые выбирают для их совершения, то здесь активнее всего растет сегмент электронных кошельков — число тех, кто использовал этот способ оплаты, за прошлый год увеличилось на 42%. На втором месте по динамике роста — мобильные банковские приложения (рост на 35%). Число тех, кто платил со счета мобильного телефона, увеличилось на 30%.
Главный стратегический вывод исследования: пользователи активно зарабатывают в Интернете, в том числе продавая свои товары и услуги за границей, считает коммерческий директор PayPal в России Ольга Лоншакова |
Особенно заметен рост в области переводов между частными лицами (20%), рассказал партнер Data Insight Федор Вирин. О совершении таких переводов заявили 69% опрошенных. Чаще всего в Интернете оплачивали товары и услуги (75% респондентов, это на 12% больше по сравнению с исследованием 2015 года), 43% совершали покупки в заграничных онлайн-магазинах (рост на12%).
При этом, подчеркнул Вирин, на поведение покупателей мало повлияли кризисные явления в экономике. Доля интернет-пользователей, совершавших покупки в интернет-магазинах (отечественных и зарубежных), выросла на 6% и достигла 72%, при этом доля активных покупателей (то есть тех, кто совершил покупки за последние 30 дней) увеличилась на 4% и составила 54%. Онлайн-платежи для оплаты покупок хотя бы однажды за месяц использовали 84% респондентов. Исследование также показало, что чаще всего в онлайн-магазинах покупают электронику и различную технику, и доля таких покупок продолжает расти (46% общего количества покупок в 2016 году против 37% в 2015-м), на втором месте — книги и диски (там рост идет еще активнее — с 34% в 2015 году до 50% в текущем).
Исследователи также изучили, как часто владельцы смартфонов используют мобильные приложения при покупках и оплате услуг. Выяснилось, что за последние 30 дней совершали платежи с этих мобильных устройств 64% опрошенных и 79% установили хотя бы одно приложение для платежей или покупок.
66% всех владельцев смартфонов постоянно используют приложения для платежей и покупок, при этом особенно популярны банковские приложения (установлены у 52%, использовались за последние семь дней у 40%); приложения магазинов, в том числе онлайновых (установлены у 38% владельцев смартфонов, но активно используют их 25%), по приложениям для онлайн-платежей доли соответственно 26 и 15%, по сервисам объявлений — 27 и 15%. Почти треть (30%) владельцев смартфонов установили также приложения для сканирования штрихкодов, но только 9% пользовались ими в последние семь дней.
Источник: PayPal/Data Insight, 2016 |
Не только тратить, но и зарабатывать в Интернете
Простота совершения онлайн-платежей, в том числе трансграничных, привела к увеличению числа тех, кто занимается в Сети личным бизнесом, сообщил партнер Data Insight Борис Овчинников. Так, 46% опрошенных согласились, что с онлайн-платежами проще продавать свои услуги или товары через Интернет, 27% заявили, что уже получают онлайн-переводы за оказанные ими услуги или за сделанные ими товары, при этом 4,5% продавали товары и услуги не только по России, но и в другие страны.
Чаще всего частные лица продают в Интернете услуги по консультации (это может быть юридическое посредничество, консультирование по ПО или «железу» и т. д.), их доля составляет 20%. Не намного отстают от них продавцы различных товаров, сделанных своими руками (19%). Дизайнерские услуги являются предметом продажи в 11% случаев, услуги по написанию и переводу текстов — в 7%. Еще 7% используют онлайн-платежи для получения вознаграждения за различные услуги, оказанные в офлайне, — ремонт, косметические процедуры и т. д.
В «мобильном» «Эльдорадо» продажи выросли в полтора раза
Ретейлер «Эльдорадо» запустил мобильную версию своего сайта. В результате коэффициент мобильной конверсии вырос на 44%, а объем продаж на мобильных устройствах – на 53%.
Анализ данных о трафике с различных устройств на сайт Eldorado.ru показал, что 24% запросов совершалось со смартфонов. Это значит, что каждый четвертый пользователь ищет информацию на сайте компании с телефона, и опыт, который он получает от этого взаимодействия с сайтом, напрямую влияет на его решение о покупке.
Однако при общем росте трафика со смартфонов на сайт «Эльдорадо» показатели продаж и конверсий через этот канал оставались низкими. Поэтому компания приняла решение о запуске мобильной версии сайта, которая сможет исправить ситуацию и привлечь новых пользователей, которые хотят совершать покупки или узнавать о товарах со своих смартфонов.
При разработке мобильной версии сайта была сделана ставка на простоту и доступность. Пользователи были избавлены от необходимости совершать лишние действия, таким образом был сокращен их путь до совершения покупки, но при этом была сохранена полнота функционала, необходимого для комфортного пользования интернет-магазином. Важной функцией стал «Быстрый звонок», который позволяет человеку одним нажатием перейти к набору телефонного номера, чтобы связаться со специалистом.
Таким образом, через мобильную версию сайта пользователи получили быстрый и удобный доступ к полному ассортименту товаров. Кроме того, они имеют возможность в любое удобное для них время выбирать технику и аксессуары, изучать их характеристики и отзывы других покупателей, а также совершать покупки прямо со своих телефонов.
Анализ поведения пользователей показал, что на мобильной версии интернет-магазина доля людей, зашедших на сайт, набирая его адрес в браузере, вдвое больше, чем на ПК. А это значит, что мобильные пользователи «Эльдорадо» намного лояльнее, чем «стационарные». Они намеренно идут в интернет-магазин ознакомиться с его товарами и предложениями или рассматривают его как отправную точку для своего дальнейшего поиска по интересующему вопросу.