В декабре на конференции IBM SolutionConnect 2015 российский офис IBM представил результаты исследования «Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена», проведенного экспертами IBM Institute for Business Value, главный вывод которого — топ-менеджеры наибольших неприятностей ждут от конвергенции отраслей и выхода на рынок конкурентов с принципиально иной бизнес-моделью.
А к мартовской конференции IBM BusinessConnect 2016 «Время новых возможностей» подоспели результаты глубинного личного опроса 818 генеральных директоров из более чем 70 стран, сделанного в ходе этого исследования. 30% респондентов назвали свою компанию лидером по части инноваций (44% сочли, что они находятся на среднем уровне, 26% — что отстают). А 13% из этих 30% считают, что доходы и прибыль их компаний растут быстрее, чем в среднем по их рынку. Таких руководителей в IBM назвали «факелоносцами», и именно их точка зрения на происходящие процессы заинтересовала исследователей в наибольшей степени.
Олег Бяхов, ассоциированный партнер IBM Institute for Business Value, представлявший результаты исследования, отметил, что в категорию «богатых, но здоровых» респондентов зачисляли на основании их собственных заявлений о состоянии бизнеса и инновационности руководимых ими предприятий. Проверить три десятка компаний (4% из 818), конечно, можно, но, как заявил Бяхов, исследования Массачусетского технологического института показали, что в ходе анонимных опросов люди отвечают откровенно.
Олег Бяхов: «‘Факелоносцы’ агрессивно стремятся первыми выйти на рынок с новыми продуктами и бизнес-моделями» Источник: IBM |
Генеральные директора (не только «факелоносцы») в большей степени, чем другие руководители, считают технологии «главным внешним фактором развития организаций», причем уже на протяжении пяти лет, в то время как другие «топы» пришли к такому выводу в 2015 году или все еще считают более важными другие факторы. Лидеры-инноваторы выделяются тем, что больше своих коллег ценят мобильные решения (83% из них полагают, что такие решения обеспечат революцию в бизнесе в ближайшие три-пять лет, среди менее успешных директоров этот показатель — 69%) и когнитивные системы (50 и 42% соответственно). Зато проявляют меньше интереса к Интернету вещей (48 и 57%) и облачным вычислениям (64 и 66%).
Также «факелоносцы» более склонны к созданию экосистем, активнее ищут нетрадиционные пути роста бизнеса, стремятся первыми выйти на рынок с новыми продуктами и бизнес-моделями, для чего используют прогнозную аналитику и когнитивные системы, помогающие понимать запросы каждого конкретного клиента.
Когнитивные технологиии, которые в IBM представляет сервис Watson, похоже, становятся «следующей большой вещью» Голубого Гиганта. Сейчас их используют около 11% опрошенных директоров, 36% из которых верят в то, что эти технологии произведут революцию в течение трех-пяти лет. Наиболее известна «медицинская» часть Watson — Watson Health Cloud. Для ее развития IBM купила ряд компаний из этой отрасли (Truven, Explorys, Merge Healthcare) и теперь располагает несколькими миллионами историй болезни и более чем 30 млрд изображений (томограммы, рентгенограммы и т. д.). Основное направление усилий в медицине — онкология, однако есть решения для оценки состояния больных диабетом и даже для создания персонализированных программ питания и физической активности на основе анализа показателей здоровья.
В нашей стране, по словам генерального директора IBM в России и СНГ Андрея Филатова, бизнес на базе Watson уже есть, хотя и небольшой. Чтобы стали возможны медицинские применения, надо решить вопросы с регулятором, но ряд врачей уже тестирует систему. Большая проблема заключается в том, что в Watson нет поддержки русского языка. Над этой задачей в IBM работают, но поскольку способность понимать естественный язык — одна из ключевых особенностей сервиса, «зашитая» в ядро, то процесс этот не так прост. И все же Филатов полагает, что в обозримом будущем, в течение тех самых трех-пяти лет, Watson начнет давать существенную часть доходов IBM и в России.