Публично подводить итоги прошедшего года отваживаются далеко не все. Среди немногих — «Марвел-Дистрибуция», обнародовавшая свои итоги, видение рынка и новую организационную структуру.
Российский ИТ-рынок чувствует себя далеко не лучшим образом: по оценке IDC, он сжался до размеров десятилетней давности. На этом фоне, по словам Константина Шляхова, генерального менеджера «Марвел-Дистрибуции», рост продаж в 16%, пусть и в рублевом исчислении, — это не так уж плохо.
Рынок же, как по оценкам исследовательских компаний, так и по оценкам самого «Марвела», просел весьма существенно. Так, объемы продаж ноутбуков в долларовом исчислении в 2015 году упали на 55% по сравнению с 2014-м, планшетов — на 60%, смартфонов — на 34%, фотоаппаратов — на 63%. Аналогичная ситуация и с продукцией для корпоративного сектора: серверов продали на 35% меньше, систем хранения — на 39%, устройств печати — на 42%.
Впрочем, есть и растущие, по оценке «Марвела», ниши. Например, на 30% вырос рынок портативного аудиооборудования, на 75% — консьюмерских 3D-принтеров (оба показателя — в количественном выражении), повысился спрос на устройства для умного дома и виртуальной реальности, а также на носимые гаджеты, растет рынок бизнес-аналитики и облачных сервисов.
Константин Шляхов (в центре) передал Сергею Лапко (слева) и Антону Черепахину немалую часть полномочий |
За год компания заключила большое число новых договоров; в целом новые поставщики дали 18% дохода. Из заметных потерь за год — Apple, где переориентируются на прямые контракты с крупнейшими ретейлерами, на которые приходится около 40% продаж в стране. Как результат, работа с этим производителем для «Марвела» потеряла привлекательность.
Крупнейшим каналом поставок стала системная интеграция (40%), за ней с большим отрывом следуют компьютерная розница (20%), корпоративные реселлеры (15%) и сотовая розница (14%). Среди важнейших партнеров — все ведущие интеграторы и розничные структуры, однако, как особо отметил Шляхов, доля самого крупного партнера — менее 4%.
Объявлено об изменении организационной структуры компании: ради повышения скорости принятия решений компания вернулась от «матрицы» к «вертикали власти», точнее — к двум вертикалям. Одна, подчиняющаяся Сергею Лапко, будет заниматься проектной дистрибуцией, другая, под руководством Антона Черепахина, продвижением продуктов для розницы. Им делегированы значительные полномочия, заодно был ликвидирован лишний в новых условиях слой управленцев.
Как отметил Шляхов, решение было принято после изучения опыта крупнейших мировых дистрибьюторов, Ingram и Techdata, причем в последнем не просто были образованы две внутренние структуры, а выделен в самостоятельную компанию Azlan проектный бизнес. И даже Hewlett-Packard разделилась на HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise.