Российский офис Kyocera Document Solutions и аналитическое агентство IDC Russia провели традиционный MDS Форум, на котором японская компания представила новые решения в области управления документооборотом.
За последний год отечественный рынок ИТ, по оценке IDC, уменьшился на 35%. И хотя в 2016 году он, по ожиданиям аналитиков, немного вырастет, существенно положение не изменится. В частности, потому что, как отметил Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC по рынку устройств печати и обработки изображений, коэффициенты «рождаемости» и «смертности» организаций сейчас почти сравнялись, а значит, прироста числа клиентов на рынке в целом ждать нет оснований.
Рынок устройств печати падает еще быстрее: за первые три квартала 2015 года — на 38% (по отношению к аналогичному периоду 2014-го) в количественном исчислении и на 49% — в долларовом выражении. Снижались продажи устройств всех категорий — монохромных и цветных, принтеров и МФУ, струйных и лазерных. Некоторое оживление наступило в третьем квартале, который превзошел второй почти вдвое в количественном исчислении и на 62% в долларах, но, как полагает Макаренков, это не станет началом перелома на рынке.
Ко всем бедам, на рынке расходных материалов в первом полугодии резко, почти вдвое, упала доля оригинальных заправочных материалов, благодаря которым многие партнеры производителей принтеров «добирали» прибыль, недополученную при продаже все дешевеющих устройств.
Управляемые услуги печати должны сделать процесс печати более экономным и защищенным Источник: Kyocera |
Доля Kyocera Document Solutions на сжимающемся рынке немного увеличилась. За первые три квартала компания продала немногим более 239 тыс. устройств на сумму в 45 млн долл. (15,8 и 15,% рынка соответственно) и заняла второе место после HP (37,5 и 34,6%), увеличив свою долю на 9 и 4,2 процентных пункта. Вслед за HP компания занимает второе место в сегменте лазерных многофункциональных устройств формата A4, а в сегменте лазерных МФУ формата A3 компания лидирует в количественном выражении (39,5%) и занимает второе место в денежном (17%).
При этом инсталлированная база устройств «на душу населения» в нашей стране приблизительно вдвое меньше, чем в Германии, Франции и Великобритании, то есть должен иметь место неудовлетворенный «спрос на печать». Но, поскольку ИТ-бюджеты падают, удовлетворить его, просто увеличивая парк принтеров, ИТ-департаменты не смогут.
В качестве вероятной точки роста участники данного рынка рассматривают переход от продаж устройств к продаже услуг по поддержанию печатной инфраструктуры и на следующем этапе — документооборота и бизнес-процессов (Business Process Services, BPS). Для того чтобы описать весь этот сегмент, в IDC ввели термин — Managed Print and Document Services (MPDS).
В России на рынках MPS и MPS+BPS лидирует Xerox (44 и 29% рынка), второе место — за HP (20 и 27%). У Kyocera Document Solutions пока лишь 9 и 5% соответственно. Однако, как уверяет директор по развитию бизнеса компании в России Тарик Альхаурани, прогресс налицо. Если в первом полугодии 2014 года объем продаж MDS составил 55,55 млн руб., то в первом полугодии 2014-го — уже 67,5 млн. Год назад у компании было три десятка партнеров, из которых предоставлением услуг занимались лишь шесть компаний, а сейчас из 47 партнеров — 12. Правда, отметил Альхаурани, все MDS-партнеры — это компании, изначально ориентировавшиеся на сферу услуг. Те же партнеры, которые традиционно занимаются продажей техники, пока крайне осторожно пробуют новый вид бизнеса; их, впрочем, можно понять: упомянутые 67 млн руб., полученные за полугодие от предоставления услуг, и 45 млн долл., вырученные за устройства за три квартала, при всей условности подобного сравнения — несопоставимые величины.