Форум IBM «Курс на эффективность — растим бизнес в кризис» определил наиболее перпективные направления работы корпорации в Северо-Западном регионе при сложившихся крайне непростых условиях для иностранных вендоров в России. Если судить по программе мероприятия, то ставка сделана на аналитику, обеспечивающую прогнозирование и персонализированный подход к клиентам.
Кроме того, организаторы форума решили уделить больше внимания предприятиям малого и среднего бизнеса. «Аналитика важна как для крупных предприятий, так и для малого бизнеса. Она помогает получить картину действительного состояния дел, раскрыть закономерности тех или иных явлений и сделать правильные прогнозы. Иными словами, обеспечивает то, на что у малого бизнеса часто не хватает времени или опыта. Применяя аналитику, малый бизнес сможет сделать ценные выводы, которые помогут лучше понимать поведение клиентов, порядок работы и специфику рынков. Все это будет способствовать повышению эффективности деятельности и достижению преимуществ над конкурентами», — считает Алексей Иващенко, директор по продажам в Северо-Западном регионе представительства IBM в России и странах СНГ.
Надо отметить, что участниками форума были также представители банков, телекоммуникационных компаний и розничных сетей, бизнес которых обычно не относят к малому.
Сергей Табулин, директор по региональному развитию IBM Восточная Европа/Азия, отметил, что цены на нефть упали примерно вдвое, а российский рынок ИТ, по исследованию Gartner, сократился в 2014 году на 16%, тогда как мировой рынок продолжает расти, хотя и очень медленно. На фоне этих показателей он назвал данные «новым природным ресурсом». Это новое «сырье», судя по всему, так же нужно уметь добывать и обрабатывать, чтобы получать от него какие-то выгоды. Согласно докладу Табулина, многие менеджеры уже понимают важность добычи и обработки данных. Так, например, 83% директоров по маркетингу планируют использовать аналитику в ближайшие три-пять лет, с тем чтобы получать более полную информацию о клиентах, а 99% опрошенных ИТ-директоров, имеющих задачи по изменению бизнеса, хотят лучше управлять процессами.
Алексей Иващенко: «Применяя аналитику, малый бизнес получит ценные выводы, которые помогут лучше понимать поведение клиентов, порядок работы и специфику рынков» |
При этом 80% накопленных данных — неструктурированные. «Аудио- и видеофайлы, RFID-метки, твиты, блоги — вся эта информация может быть исследована», — считает Табулин. В то же время участники круглого стола «Прогнозная аналитика и управление рисками» согласились с высказанным на нем утверждением, согласно которому для получения положительного эффекта от обработки данных важна зрелость компании, а если ее нет, то и аналитика ничего не даст.
Чаще всего на форуме вспоминали о данных, которые можно получать из социальных сетей. Например, анализ сообщений, публикуемых в этих сетях потенциальным клиентом банка, можно использовать для оценки вероятности того, что он станет пользователем определенной услуги. Если вероятность высокая, этому клиенту стоит сделать соответствующее специальное предложение. Кроме того, социальные сети могут служить буфером между правительством и населением при обсуждении городских и общенациональных проблем.
«Применение аналитики может помочь во многих сферах деятельности. Однако сегодня наблюдается огромный дефицит специалистов в области Больших Данных. Работа с данными, их анализ — самая перспективная специальность в будущем», — предполагает Александр Тихонов, директор департамента аналитических решений представительства IBM в России и странах СНГ.
По мнению Иващенко, на ИТ-рынке сейчас происходят изменения даже более существенные, чем в то время, когда возник Интернет. Это означает необходимость серьезной перестройки всех компаний — как производителей, так и потребителей ИТ-продуктов.
«Сегодня очень важно определить ключевые направления и развивать их, — говорит Иващенко. — Именно это и сделали в IBM, обозначив в качестве приоритетов облака, аналитику, мобильность и социальное взаимодействие. В 2014 году сложности в России у IBM, как и у других ИТ-компаний, были, но не драматические. Продажи в 2014 году оставались примерно на том же уровне, что и годом ранее. В 2015 же году, на фоне крайне негативных оценок IDC по российскому рынку, доходы IBM снижаются значительно меньшими темпами, чем расходы, поскольку последние осуществляются в рублях. При этом наша доля рынка в различных сегментах растет, и это внушает оптимизм. В частности, в Северо-Западном округе нам уже удалось переориентировать основных заказчиков на наши новые возможности по оптимизации расходов и производства, что дает весьма позитивный эффект и открывает перспективу наращивания объемов продаж, часть которых была утеряна с продажей платформы IBM x86».