Дмитрий Ганьжа полагает, что прирастать облачный рынок России будет главным образом за счет уже имеющихся пользователей |
Одной из основных тем форума «Мир ЦОД 2105», проведенного издательством «Открытые системы», стали облака. Российский офис Microsoft представил на форуме инициативу Cloud OS Network Russia, ряд компаний — свои проекты и услуги в этой области, а эксперты OSP Data и «Журнал сетевых решений/LAN» — исследование «Облачные сервисы в России: спрос и предложение», основанное на опросе провайдеров и пользователей соответствующих сервисов.
Как отметил представлявший исследование Дмитрий Ганьжа, главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN», самым популярным облачным сервисом оказалась почта — ее используют 51% опрошенных, еще 15% планируют перевести ее в облака. Следующими по популярности идут виртуальные серверы — 39 и 23% соответственно, офисные приложения — 27 и 17%, системы управления проектами — 16 и 13%. Резервное копирование в облако уже используют 16% опрошенных, однако потенциал у этого сервиса почти вдвое выше — 23% планируют им воспользоваться. Аналогичная ситуация с пятью другими сервисами (созданием виртуальных рабочих мест, сервисами безопасности, виртуальными АТС, CRM и бухгалтерскими системами), ими планируют обзавестись больше опрошенных, чем пользуются сейчас, иногда разница двукратная.
Структура предложения, которую в OSP Data выяснили у провайдеров сервисов, мало соответствует структуре спроса — практически все респонденты уже сейчас готовы предоставить клиентам как востребованные виртуальные серверы (96%), так и не очень популярные сервисы по обеспечению безопасности (72%) или виртуальные рабочие места (68%). А офисные приложения — лишь 44% (и еще 20% собираются начать предоставление соответствующего сервиса).
Результирующий график, на котором сопоставлены предложение сервисов и спрос на них (в процентном отношении), впечатляет: первое превышает второе в несколько раз, почти сходясь лишь по части электронной почты: 60% провайдеров предоставляют соответствующую услугу, 51% клиентов ею пользуются.
Поскольку такое превышение относительное, а не абсолютное, то делать из него каких-либо далеко идущих выводов нельзя. Тем не менее участники дискуссии, сопровождавшей представление результатов, отметили некоторое «затоваривание» рынка, хотя и с оговорками. Так, Игорь Дроздов, менеджер технической поддержки продаж провайдера облачных сервисов Linxdatacenter, констатировал, что рынок перенасыщен предложениями, а вот представитель заказчиков Василий Аникушин, руководитель отдела облачной ИТ-инфраструктуры Inventive Retail Group (группа компаний, управляющая монобрендовыми торговыми сетями), посетовал, что при всем формальном богатстве выбора найти подходящего провайдера, с нужным уровнем обслуживания и по разумной цене, оказалось непросто. В результате IRG воспользовалась услугами компании «Онланта», входящей в ту же группу компаний ЛАНИТ, что и она сама. Кирилл Котляренко, специалист российского офиса Microsoft по технологической стратегии, отметил, что с Azure в мире первоначально спрос тоже был меньше предложения, но за три года положение заметно выправилось. Василий Белов, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Электронная Москва» (одного из партнеров Microsoft по программе Cloud OS Network Russia), отметил, что процесс уже пошел — среди интересующихся сервисами небольшие предприятия, например школы. Есть и спрос от региональных заказчиков.
На вопрос, почему они опасаются переходить на облачные решения, 63% опрошенных ответили, что их опасения связаны с безопасностью корпоративной информации, для 40% стоимость облачных сервисов слишком высока, 26 и 24% соотвественно находят облачные сервисы недостаточно надежными и функциональными. Еще 18% не подобрали для себя подходящих предложений, а 15% в своем неприятии облаков ссылаются на отсутствие удобного интерфейса для контроля предоставления сервисов.
Стоимость сервисов всегда была важна большинству российских клиентов, и 56% опрошенных провайдеров оставили рублевые цены на уровне 2014 года «пока» (еще 7% не собираются в этом году их менять вообще), 18% проиндексировали стоимость сервисов в соответствии с ростом доллара и евро, еще 15% планируют повысить цены в течение года. А 4% в течение года собираются цены снизить.
Среди других причин при обсуждении результатов исследования называлась и такая абстратная, как «духу не хватает»: переход на аутсорсинг резко меняет привычную работу, и тема того, как вернуться обратно, если что-то не заладилось, пока никем не раскрывается, освещается движение в одну лишь сторону.
Еще одна проблема, отмеченная на обсуждении, — «просто облако» по цене сравнимо со стоимостью выделенного сервера, однако, как только речь заходит о катастрофоустойчивости, стоимость облачного решения резко растет. При этом многие клиенты не осознают, что, «приобретая» облако, они приобретают и ряд дополнительных возможностей и сервисов — например, поддержку и быстрое масштабирование в случае необходимости.
Выводы исследования OSP Data таковы: на рынке наблюдается несоответствие спроса и предложения — как по доступности сервисов, так и по их составу; те компании, которые попробовали облака, становятся их сторонниками и планируют увеличивать количество используемых сервисов; рынок облаков будет расти главным образом за счет уже имеющихся клиентов; пока есть возможность получать сервисы по старым ценам, однако такое положение продлится, скорее всего, недолго.