Как прогнозируют в IDC, к 2018 году треть компаний, входящих сейчас в двадцатку лидеров в большинстве отраслей, начнут испытывать серьезную конкуренцию со стороны новых претендентов и перестроившихся старожилов, пользующихся так называемой третьей платформой ИТ для создания новых сервисов и бизнес-моделей. Помимо стремительных технологических изменений, сильное влияние на рынок будут оказывать геополитические, экономические и экологические факторы, часть из которых можно предсказать, часть нет, полагают аналитики. (Аналитики IDC описывают третью платформу ИТ как совокупность решений, основанных на мобильных и облачных технологиях, социальных сетях и Больших Данных. Первой платформой принято считать мэйнфреймы, второй — клиент-серверные системы. — Прим. ред.)
В IDC опубликовали доклад, перечисляющий пять ступеней «цифровой трансформации» компаний — изменений в бизнес-моделях, осуществляемых с помощью цифровых компетенций.
На первой ступени, «бессистемной», находятся компании, «сопротивляющиеся цифровым преобразованиям». Цифровые инициативы разрозненны, не согласуются с корпоративной стратегией и не ориентированы на взаимодействие с заказчиком; результат — бизнес развивается вяло, цифровые технологии используются только для противодействия угрозам.
На второй ступени, «освоения возможностей», стоят «исследователи цифровых технологий». В таких компаниях уже ощутили потребность в разработке цифровой бизнес-стратегии, ориентированной на заказчика, но пока что она реализуется на уровне отдельных проектов.
На третьей ступени, «воспроизводимых результатов», находятся «цифровые игроки». Деятельность бизнеса и ИТ координируется на всем предприятии и направлена на разработку цифровых продуктов и взаимодействий с заказчиками, но еще не нацелена на реализацию революционного потенциала цифровых инициатив. Результат — предприятие предлагает цифровые продукты, сервисы и взаимодействия, не отличающиеся новизной.
На четвертой ступени, «управляемой», стоят «преобразователи». Благодаря слаженному комплексному управлению бизнесом и ИТ компания выпускает продукты и сервисы, основанные на цифровых технологиях. Результат — предприятие лидирует на своем рынке, работая на уровне мировых стандартов.
Высшую, «оптимизированную», ступень занимают «цифровые революционеры». Активно пользуясь новейшими цифровыми технологиями и бизнес-моделями, предприятие влияет на рынки. Знание экосистемы и обратная связь непрерывно приносят новые данные, позволяющие обновлять бизнес. Результат — компания меняет существующие рынки, создает новые в своих интересах.
В докладе также перечисляются пять областей, в которых нужны изменения, необходимые для цифровой трансформации компании:
руководство: знание экосистемы предприятия со стороны его руководителей должно стать более детальным, им необходима «цифровая доступность» рынков, заказчиков, сервис-провайдеров, чтобы прогнозировать и разрабатывать новшества в области продуктов и принципов работы;
- интерактивное взаимодействие по различным каналам: приобретение возможности постоянно привлекать новых заказчиков и партнеров и поддерживать их лояльность с помощью цифровых технологий;
- персонал: перевод принципов найма и выполнения обязанностей на цифровые технологии;
- операционная модель: использование цифровой связи между продуктами, услугами, активами, людьми и торговыми партнерами для повышения адаптивности и эффективности бизнес-операций;
- информационные преобразования: использование информации для получения конкурентных преимуществ, а также возможности быстро и просчитанно реагировать на появляющиеся возможности.