Александр Цейтлин: «Мы готовы оказывать помощь российским поставщикам на этапе, предшествующем конкурсу» Источник: «Ростелеком» |
7 апреля на специальной конференции для поставщиков «Ростелеком» подвел некоторые итоги программы реорганизации системы закупок и озвучил свое отношение к импортозамещению.
Масштабная программа по совершенствованию закупочных процедур была запущена в «Ростелекоме» в середине 2013 года. Основными ее целями являются четкое разделение полномочий структурных подразделений в сфере закупочной деятельности, оптимизация связанных с ней бизнес-процессов, повышение прозрачности проводимых торгов и сокращение затрат компании.
В рамках этой программы «Ростелеком» учредил специальные комиссии с постоянным составом, члены которых не аффилированы с инициаторами закупок. Все решения этих комиссий теперь принимаются коллегиально, и каждая комиссия имеет собственные полномочия. Так, комиссии, действующие на уровне филиалов компании, вправе осуществлять закупки на сумму не более 10 млн руб., комиссии в макрорегионах уполномочены объявлять тендеры стоимостью до 100 млн руб., а все закупки свыше этой суммы курирует центральная закупочная комиссия «Ростелекома».
Как сообщил старший вице-президент, финансовый директор «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн, основной принцип новой закупочной политики компании — обеспечение открытости процесса и привлечение максимального числа участников тендеров. По его словам, реформы в этой сфере очень быстро дали позитивные результаты: число претендентов на победу в закупочных конкурсах вскоре удвоилось, при этом количество торгов, в которых участвовали более четырех компаний, увеличилось в 10 раз. Например, в 2012 году строительство сетей ШПД по заказу «Ростелекома» осуществляли четыре системных интегратора, а в 2014 году к этой работе было подключено 239 поставщиков услуг, ПО и оборудования. Общее же число поставщиков компании к настоящему времени достигло 40 тыс.
Реорганизация процессов взаимодействия с поставщиками позволила «Ростелекому» сэкономить в 2013 году 16,5% общего бюджета закупок, то есть 16,2 млрд руб. До запуска программы в 2012 году экономия при закупках составила лишь 4,7%. Общий объем закупок компании в 2014 году был определен на уровне 163 млрд руб. Значительнаяя часть этой суммы (20%) должна была быть потрачена на основное сетевое и вспомогательное оборудование; по 14% предполагалось направить на оплату услуг по строительству сетей и на развитие ИТ-систем. Благодаря совершенствованию конкурсных процедур в 2014 году удалось сэкономить 13,1% запланированных трат, это почти 16,8 млрд руб. По словам Мельхорна, 95% сэкономленных средств было реинвестировано в строительство сетей.
Была озвучена и официальная позиция «Ростелекома» в отношении политики импортозамещения. В компании отмечают, что готовы внедрять в своих сетях отечественное оборудование на конкурсной основе, но не считают импортозамещение как таковое приоритетным направлением. Задача национального оператора — обеспечить потребителей качественными современными сервисами и ликвидировать в стране цифровое неравенство, а стимулирование отечественной радиоэлектронной промышленности или какой-то иной высокотехнологичной отрасли экономики — прерогатива правительства, считают в «Ростелекоме».
«Мы доброжелательно относимся к российским разработчикам, но не имеем права оказывать им какие-либо преференции при закупках. Наша основная задача — приобрести оптимальные решения для нужд компании», — подчеркнул Мельхорн.
Вместе с тем «Ростелеком» готов оказывать помощь российским поставщикам на этапе, предшествующем конкурсу, сказал старший вице-президент по технической инфраструктуре Александр Цейтлин. Эта помощь может иметь формы информационного обмена, совместного обсуждения программ развития инфраструктурных решений «Ростелекома», разъяснения условий предстоящих закупочных конкурсов.
«Такая же работа ведется и с зарубежными поставщиками, но с российскими мы общаемся более интенсивно», — заявил он.
«Ростелеком» рассчитывает, что в этом году около 30% технологического оборудования для региональных сетей будет приобретено у отечественных поставщиков. Однако этот показатель не регламентируется какими-то корпоративными установками. В отдельных регионах или проектах он может быть выше. К примеру, более 70% оборудования, которое «Ростелеком» использовал в инвестиционных проектах на территории Уральского федерального округа в первом квартале 2015 года, было произведено в России.