В Санкт-Петербурге прошел форум «Современный подход к построению ИТ-инфраструктуры», который корпорация IBM, его организатор, использовала для демонстрации своего устойчивого положения на российском рынке. В частности, она провела пресс-конференцию с презентацией двух крупных проектов, реализуемых в Северной столице.
О том, насколько и в какую сторону меняется объем продаж IBM в России, на форуме не говорилось. Глобальные ИТ-компании крайне редко раскрывают соответствующую информацию. В то же время Владимир Быков, руководитель представительства IBM в Северо-Западном регионе, сообщил, что в России по ряду направлений спрос на технологии корпорации растет. Одно из этих направлений — облачные вычисления.
Рост в этой области вполне может быть значительным, поскольку соответствующий сегмент российского ИТ-рынка расширяется даже в долларовом выражении. По данным IDC, совокупный рынок облачных сервисов в 2013 году в России вырос более чем на 70%, достигнув 353 млн долл. (более свежих данных пока нет), а его ожидаемый среднегодовой рост за период с 2013-го по 2017 год составит 27%.
Представленные на форуме два проекта также напрямую связаны с облачными вычислениями. Евгений Барбашин, начальник отдела информационных технологий Мариинского театра, на примере практического использования IBM Cloud рассказал, как осуществляется перенос оперы и балета в облако, а Анатолий Скородумов, начальник отдела информационной безопасности банка «Санкт-Петербург», поделился тем, как в его организации ведется контроль за использованием мобильных устройств банковскими сотрудниками.
Проекты не похожи друг на друга. Мотивы выбора решений также во многом различаются, но для банка и театра особенно важным было полноценное присутствие IBM в нашей стране. Предложения некоторых вендоров вполне устраивали технологически, но при этом отсутствовали локализация их программных продуктов и техническая поддержка на русском языке.
Мариинский театр предпочел организацию прямых интернет-трансляций балета и оперы на платформе IBM SoftLayer, которая, по словам Барбашина, обеспечивает приемлемый выбор дата-центров, минимальную задержку в передаче данных, а также гибкость конфигурации удаленного сервера. Последнее важно для театра в связи со значительно меняющейся загрузкой сервера, поскольку прямые трансляции спектаклей имеют сезонный характер. Большинство провайдеров облачных сервисов, к которым обращался Мариинский театр, требуют заключения дополнительного соглашения при каждом изменении серверной конфигурации.
Банк «Санкт-Петербург» подбирал систему под концепцию BYOD. «Практика показывает, что разница в защищенности между корпоративными и личными мобильными устройствами отсутствует. Поэтому мы решили, что будет удобнее и выгоднее, если позволить мобильным сотрудникам использовать свои собственные планшеты и смартфоны», — сказал Скородумов.
Для контроля использования мобильных устройств и обеспечения через них безопасного доступа к корпоративным ресурсам банк выбрал решение IBM MaaS360.
Хотя ни банк «Санкт-Петербург», ни Мариинский театр в санкционный список не входят, беспокойство по поводу использования американских программных продуктов и Барбашин, и Скородумов все же проявляют. Однако они надеются, что какие-либо ограничения не скажутся на технической поддержке уже внедренных решений.