Итоги работы в 2014 году позволяют Константину Шляхову сохранять умеренный оптимизм |
Состояние отечественного ИТ-рынка таково, что даже те его игроки, которые в каком-то виде рассказывают о результатах прошлого года, избегают результирующих цифр. Так, на подведении итогов года «Марвел-Дистрибуции» Константин Шляхов, генеральный менеджер компании, как и в прошлом году (см. «Около нуля», Computerworld Россия № 4, 2014) отметил лишь, что они неплохи на общем фоне.
Если в прошлом году успешнее шел розничный бизнес, то в этом — проектный: продажи серверов, систем хранения данных, сетевого и телекоммуникационного оборудования выросло на 2% (в долларовом исчислении) по сравнению с 2013 годом. Не спас розницу даже предновогодний бум, в ходе которого граждане защищали свои сбережения посредством скупки электроники «по старым ценам». Зато создал предпосылки для полного застоя в рознице в текущем квартале, усугубляющегося тем, что сограждане не только обеспечили себя на долгое время, но и активно торгуют излишками на сайтах бесплатных объявлений.
Поэтому неудивительно, что 40% оборота дали системные интеграторы и 15% — корпоративные реселлеры, а на различные розничные каналы пришлось лишь 44% (в прошлом году — 66%) и еще один на «прочие». Правда, успехи интеграторов оказались локализованы в Москве, где они увеличили закупки на 25% (в долларах), в регионах же в наибольшей степени выросла сотовая розница (на 15%).
При этом количество российских партнеров, с которыми компания работает, уменьшилось с 4,35 тыс. до 4,2 тыс. — едва ли не впервые за все годы работы «Марвела». «Убыль» в полторы сотни дилеров — тоже лишь примерная, партнер числится в базе, пока есть надежда продолжить с ним работу или хотя бы вернуть долги. Так что «реальная смертность» может оказаться несколько выше, причем если раньше зачастую на месте одной распавшейся образовывались две-три новые, то теперь этого не наблюдается.
В 2015 году процесс «прореживания рядов», как полагают в «Марвеле», будет идти дальше и коснется достаточно известных компаний с многолетней историей. Насколько далеко он зайдет пока, разумеется, сказать никто не берется.
За пределами России, похоже, бизнес шел немного получше среднего. Так, в Казахстане оборот в местной валюте, тенге, сохранился, количество дилеров выросло на 15%. В остальном «зарубежье» прибавка оборота составила 227% — разумеется, как признал Шляхов, с весьма низкой точки отсчета.
Существенный вклад внесли новые вендоры — 7% оборота, из наиболее громких имен — Inspur (лидер серверного рынка Китая), SGI, ASUS, Juniper, Samsung, Brother, WD, Nokia. Особо Шляхов отметил возвращение контракта с Acer.
«Потерь» в рядах вендоров в 2014 году не было, и в этом году «Марвел» от сотрудничества с кем-либо отказываться не собирается, несмотря на то что далеко не все они одинаково полезны.
О том, какие «неожиданные» тенденции, происходящие рынке, видят в «Марвеле», рассказал Михаил Фечин, директор по развитию бизнеса. Он отметил наступление азиатских производителей, которые способны противостоять американским уже и в корпоративном секторе; приход в Россию гигантов онлайн-ретейла (возможная точка роста для дистрибьютора); конвергенцию розничных каналов — изначально «некомпьютерные» торговые сети начинают продавать ИТ-продукты; появление «гибридных» гаджетов, рост популярности аудиотехнологий, 3D-принтеров и возрождение интереса к геймерским продуктам; «миграцию» маржи в экосистемы при популярных продуктах — наибольшую прибыль приносят не они сами, а разнообразные сопутствующие товары.
Начать в «Марвеле» хотят с поставок товаров, по логистическим свойствам сходных с ИТ-продукцией — то есть относительно компактных и дорогих. Таковыми Шляхову видятся «умные» телевизоры и, что несколько неожиданно, электроинструменты. Эти товарные группы должны помочь его компании укрепить позиции в бытовой рознице. Также есть планы по развитию бизнеса в сфере информационной безопасности.