Застой на рынке устройств печати уже не первый год побуждает производителей устройств все больше внимания уделять предоставлению сопутствующих услуг по управлению печатью (Managed Print Services, MPS). Для российского рынка, стагнирующего в целом, это направление для вендоров еще важнее, однако пока существенной доли рынка офисной печати в целом услуги управления печатью пока не заняли (см. «Культура печати», Computerworld Россия, № 12, 2013). Одна из причин — меньшее число крупных клиентов, для которых выгодно заключение MPS-контрактов. Их количество, впрочем, не так уж велико на любом рынке, поэтому развивать бизнес в сфере MPS вендорам необходимо не только «вширь», пытаясь заполучить новых клиентов, но и вглубь, предлагая дополнительные услуги уже имеющимся.

В середине февраля российский офис Xerox представил обновленную стратегию в области услуг управления офисной печатной инфраструктурой — Next Generation Managed Print Services. Соответствующий бизнес компании в нашей стране достаточно развит — более 160 партнеров, более 50 тыс. обслуживаемых, как с помощью партнеров, так и самостоятельно, устройств (из них 35% — оборудование сторонних производителей), на которых печатается 1,2 млрд страниц в год. Для сравнения, в мире Xerox обслуживает 1 млн устройств (доля России — 5%), из которых половина произведена не Xerox, печатается на них 4,9 млрд страниц в месяц (наша доля — около 2%).

Новая стратегия включает три основных составляющих: обеспечение надежности и управляемости процессов печати и устранение причин неэффективности, которые приводят к повышенным затратам; создание удобной и безопасной среды печати; упрощение документоемких процессов за счет их автоматизации и использования цифровых альтернатив.

Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ Xerox Россия, представлявший стратегию, признал, что ничего особо нового и тем более революционного в ней нет. Некоторая новизна есть в предполагаемом развитии этих составляющих. Согласно концепции Xerox, услуги по анализу и оптимизации «перерастают» в услуги по аутсорсингу производства документов, услуги по безопасности и интеграции — в ИТ-аутсорсинг в целом, а услуги по автоматизации и упрощению процессов печати — в аутсорсинг связанных с документоборотом бизнес-процессов.

Проникновение провайдера услуг печати «вглубь» клиента — довольно заметная тенденция в мировом масштабе. Это подтверждает и отчет Managed Print Services Landscape, 2014, составленный аналитическим агентством Quocirca на основе опроса 210 компаний с количеством сотрудников более 1 тыс. человек из Великобритании, Германии, США и Франции. В нем отмечается, что 23% респондентов (из числа использующих MPS) имеют единого провайдера услуг обеспечения офисной и прочей (например — широкоформатной или промышленной) печати, еще 45% — в этом «очень заинтересованы». В области ИТ-аутсорсинга соответствующие цифры — 20 и 31%, в области аутсорсинга бизнес-процессов — 20 и 33%.

В России у Xerox, по словам Кузьмича, есть клиенты, доверившие компании или ее сертифицированным партнерам как сферу печати «в целом», так и работу с их бизнес-процессами, связанными с документооборотом. ИТ-консалтингом компания в России не занимается, да и мировой Xerox в декабре прошлого года объявил о продаже соответствующего подразделения, Information Technology Outsourcing, французской (по месту расположения штаб-квартиры) компании Atos за 1,05 млрд долл. Среди возможных объяснений этого шага Кузьмич отметил и устранение потенциального конфликта интересов — интеграторам могло не понравиться желание вендора оказывать ИТ-услуги широкого спектра. Правда, все равно у Xerox будет более близкий, чем другие, партнер в этой области, которого вендор будет рекомендовать заинтересованным заказчикам.

Единый провайдер печати

Среди опрошенных аналитиками Quocirca организаций, имеющих контракт с провайдером MPS, больше половины считают правильным передачу всех печатных процессов в одни руки. Почти четверть уже сделали это и лишь 11% по разным причинам не заинтересованы в полном аутсорсинге своей печати.
\