В ВТБ24 предпочитают ИТ-проекты, дающие предсказуемую и желательно быструю отдачу |
На любом крупном предприятии, существующем хотя бы десяток лет, используется большое количество информационных систем. Заставить их все работать вместе — немалая проблема.
Не исключение и ВТБ24, входящий в группу ВТБ. Первоначальную ИТ-основу деятельности банка составляла унаследованная от «Гута-Банка» (на базе которого в 2005 году и был создан ВТБ24) автоматизированная банковская система «Бисквит» компании «Банковские информационные системы». Требованиям времени АБС, по словам директора департамента банковских и информационных технологий Сергея Русанова, соответствовала уже не полностью, и в 2009 году в банке внедрили более современную систему Profile американской Fidelity National Information Services.
Рост объемов бизнеса, числа клиентов и оказываемых услуг вызвал сопутствующий рост количества применяемых ИТ-решений, поэтому в 2011 году было принято решение о технологическом обновлении банка и переходе на новую архитектуру. Ее основой стали мощные промышленные системы, интегрированные при помощи решений компании Oracle. Последняя, как отметил Русанов, выиграла в нелегкой борьбе с «еще одним известным производителем», причем изначально рассматривалось три варианта: Oracle, «другой производитель» и гибрид, включавший в себя продукты конкурентов.
В основу новой архитектуры, внедрявшейся в 2012–2014 годах, легли три продукта Oracle — фронтальное решение на Oracle Siebel, при помощи которого работают свыше 26 тыс. операционистов в более чем 1 тыс. отделений; программное обеспечение связующего слоя Oracle Fusion Middleware, позволяющее приложениям обмениваться данными со скоростью более 50 запросов в секунду, и Oracle Master Data Management, платформа работы с данными, хранящая 40 млн клиентских записей.
Кроме того, были внедрены система «Телебанк» на базе Adobe CQ5; централизованная система принятия решений, которая позволяет оценивать потребности и возможности клиента, подбирать соответствующее предложение для него. На базе технологий Teradata, SAS BI и Oracle Exadata было создано единое корпоративное хранилище данных, оно обеспечивает создание отчетов, поддерживает процессы формирования маркетинговых компаний, программ лояльности, принятия различных управленческих решений и т. д.
Благодаря нововведениям налажено омниканальное взаимодействие клиента с банком, поскольку вся информация о нем хранится в едином профиле и доступна всем сотрудникам банка.
За два года перестройки банк еще и практически вдвое увеличил многие показатели бизнеса. На 1 января 2012 года у него было 9,6 млн клиентов, на 31 декабря 14-го — 16 млн. Аналогично росло число офисов (606 и 1066 соответственно), банкоматов (5,7 тыс. и 10 тыс), количество карт (6,2 млн и 13,5 млн). Росли и траты на информационные технологии: 4,6 млрд руб в 2012-м, 7,3 млрд в 2013-м и 9,3 млрд в 2014-м. Не поддалась общей тенденции только чистая прибыль (по РСБУ) — 37,1 млрд руб, 22,1 млрд и 31,35 млрд соответственно.
В разгар процесса перестройки, в ноябре 2013 года, в состав ВТБ24 вошла розничная часть «ТрансКредитБанка». В целом ТКБ был банком корпоративным (в частности обслуживал «Российские железные дороги»), в его многочисленных офисах работали собственные банковские системы, поэтому процесс слияния ИТ-систем шел нелегко и был завершен только в феврале. Возможно, в его проведении помогло и то, что Русанов работал в ТКБ с 2000 года, а в группу ВТБ пришел накануне перемен, в 2011-м.
В текущем году банк планирует потратить на информационные технологии около 8,3 млрд руб. (без учета фонда оплаты труда), из них капитальные затраты составят около 2 млрд (впервые меньше половины, отметил Русанов), а большая часть придется на поддержку и развитие систем. При этом отношение ИТ-расходов к выручке и доля ИТ-расходов в текущих расходах банка, по его словам, у ВТБ24 вполне сравнимы с аналогичными показателями крупных международных банков с выручкой от 1 млрд до 10 млрд долл.
В числе планов на ближайшие два года — вывести из эксплуатации почти два десятка ИТ-систем, часть из них «пришла» вместе с ТКБ, часть просто устарела. Несмотря на взятый курс на промышленные решения, в банке используется свыше десятка собственных разработок. Они, по словам Русанова, решают узкие задачи, и проще их развивать и поддерживать силами полусотни собственных сотрудников, чем заменять на новые.
Переходить в облака в ВТБ24 не собираются, поскольку не намерены отдавать данные «на сторону». Не планируется и проектов в области Больших Данных; сейчас, по словам Русанова, в банке рассматриваются проекты, дающие предсказуемую и желательно быструю отдачу.