Врачу нужны прежде всего простой удобный интерфейс, умные шаблоны, которые он мог бы подстраивать под себя, но главное — безотказность медицинских программ |
Последние месяцы 2014 года были богаты на мероприятия по информатизации здравоохранения, обычно вызывающие интерес у поставщиков решений, но редко привлекающие врачей. Консалтинговая компания «Базис-Мед» постаралась исправить этот недостаток и провела конференцию «Практические вопросы применения ИТ в здравоохранении: управление и организация взаимодействия в медицинских организациях, управление качеством медицинской помощи».
На конференцию, прошедшую в рамках Российской недели здравоохранения, и в качестве докладчиков, и в качестве слушателей были приглашены только врачи, руководители медицинских учреждений и региональные организаторы здравоохранения, а также представители федерального Минздрава. «Необходимо продвигать конечный результат устами самих потребителей ИТ-решений, именно они должны рассказывать, как его добились — совместно с поставщиками или вопреки им», — убеждена Виктория Сапрыкина, директор проектного офиса «Базис-Мед».
«Без ИТ крайне трудно эффективно ответить на вызовы, стоящие перед системой здравоохранения, а без участия врачей и грамотных высших руководителей медицинских организаций процесс информатизации, скорее всего, станет профанацией», — сказал Валерий Кубышкин, директор Института хирургии им. А. В. Вишневского. По его мнению, сегодня это участие в процессе явно недостаточное. Поэтому, с одной стороны, необходимо всячески усиливать вовлечение в процесс информатизации врачей и главных врачей, а с другой — приходить к ним с вопросами и за советами, а не пытаться реализовать то, что на самом деле не нужно.
Изучая опыт
В программе конференции сочетались концептуальные и прикладные доклады: об организационной модели управления информатизацией здравоохранения; о расчете себестоимости медицинских услуг; об опыте регионов и конкретных лечебных учреждений. Опыт успешных региональных проектов сегодня внимательно изучают и в Минздраве, чтобы рекомендовать эффективные подходы регионам, которые пока не справляются с задачей информатизации отрасли. Требования регионов создать методический центр услышаны — ЦНИИ ОИЗ поручено развернуть такой центр компетенции, методической и организационной поддержки информатизации здравоохранения.
Представляя свое видение основных задач по развитию информатизации здравоохранения и пути их решения, директор департамента ИТ и связи Минздрава РФ Елена Бойко продемонстрировала открытость ведомства к диалогу с медицинским сообществом и готовность к совместной работе с регионами.
Сервисы федерального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ждет реинжиниринг. Приоритетом объявлено cоздание рабочего механизма управления базой нормативно-справочной информации, о важности которого давно говорили в профессиональном сообществе. Федеральные сервисы не заменят сквозной автоматизации процессов в медицинских организациях, подчеркнула Бойко, поэтому регионам следует самим проанализировать эти процессы и привлечь врачей к доработке медицинских информационных систем. При этом конфигурация региональных сегментов должна определяться на местах, главное — выполнить требования к результативности создаваемых решений, которые Минздрав планирует систематизировать и привести в соответствие с программой развития здравоохранения в РФ. «Если раньше информатизация существовала как бы сама по себе, то теперь она все-таки признана инструментом для решения основных задач здравоохранения — обеспечения доступности и качества медицинской помощи», — заметил Андрей Алмазов, управляющий партнер «Базис-Мед». По его словам, крайне важно сделать информатизацию действенным инструментом развития отрасли и научиться измерять ее эффективность не по количеству ЭМК, а по реальному влиянию на доступность и качество медицинской помощи.
К примеру, в Красноярском крае сумели выстроить работоспособный сегмент ЕГИСЗ. Еще многое предстоит сделать, но первые результаты интересны тем, что уровень информатизации позволяет врачам самим почувствовать и замерить пользу от применения ИТ.
Слово доктору
Выступление врача-гинеколога из Таганрога Натальи Артиковой заставило вспомнить, что для большинства российских медиков рассказы о локальных достижениях и потенциальных выгодах информатизации здравоохранения сродни научной фантастике, а проза жизни — вал ненужной бумажной работы. Рабочее место Артиковой в государственной клинике до сих пор «украшает» компьютер, который невозможно использовать даже в качестве печатной машинки — на нем так и не установили даже операционную систему. Но рано или поздно ИТ-инфраструктура все-таки появится. Сформулированные Артиковой ожидания рядового провинциального доктора от ИТ связаны главным образом с электронной медкартой и возможностями дистанционного обучения.
С точки зрения тех врачей, которые живо обсуждают процесс информатизации в социальных сетях, развитие электронных медкарт сегодня представляет собой «тотальный хаос» и не только не способствует интеграции разных организаций, но даже в рамках одного учреждения сильно осложняет жизнь конечному потребителю ИТ — рядовому врачу.
«Нас мало, укомплектованность кадрами во многих организациях — менее 50% необходимого», — рассказывает Артикова. Поэтому рядовые провинциальные врачи, как правило, работают по совместительству в нескольких учреждениях разных форм собственности: в поликлинике, стационаре, частной клинике, которые иногда находятся в разных городах и поселках. А пациенты идут за ними. «Круговорот пациентов» вокруг одного доктора требует контроля данных о пациентах в разных медучреждениях. Необходимы базы данных лечебных учреждений и базы врачей с соответствующими правами доступа, а также личные электронные истории пациента. «Врач должен иметь возможность оставлять в базе черновые записи и свои мысли по поводу пациента, а пациент — предоставлять доступ к своей истории доктору, который ему нужен на данном этапе», — считает Артикова. По ее мнению, решение вопросов защиты персональной информации, разграничения прав между организацией, врачом и пациентом, унификации программного обеспечения в разных организациях технически вполне осуществимо.
Врачу же нужны прежде всего простой удобный интерфейс, умные шаблоны, которые он мог бы подстраивать под себя, но главное — безотказность медицинского ПО. Болезнь, которой по-прежнему страдают электронные «помощники» врача, — частые «зависания» и отказы.
Не удовлетворены и насущные потребности врачей в актуальных справочных материалах из Интернета и в дистанционном обучении. «Наша медицина отстает от мировой на много лет, и мне нужен доступ к мировым базам знаний, таким как Medscape и UpToDate», — говорит Артикова. Поэтому врачу необходима возможность выхода не только в локальную сеть, но и в Интернет.
Проблема отечественного здравоохранения — низкий образовательный уровень врачей и низкая оплата труда, замыкающиеся в порочный круг. «Мы любим учиться, но у нас просто негде делать это дистанционно по мере желания и возможностей, самостоятельно восполняя пробелы в знаниях и накапливая баллы для подтверждения уровня квалификации», — утверждает Артикова. Создаваемые образовательные порталы типа Internist, по ее словам, всего лишь размещают лекции в цифровом виде, в то время как врачам нужна особая интерактивная среда, помогающая перенести принципы доказательной медицины на российскую почву. Такие зарубежные порталы, как Coursera, содержат прекрасные учебные материалы, однако сертификаты, удостоверяющие повышение квалификации онлайн, не имеют никакого значения в России. И для повышения квалификации врачам по-прежнему приходиться уезжать из дома на несколько месяцев.
Услышат ли эти запросы информатизаторы медицины?