Андрей Конусов надеется за пару лет вывести «Аванпост» в лидеры российского рынка средств управления правами доступа |
Компания «Аванпост» подвела итоги своей работы и представила стратегию на ближайшие годы. Результатом воплощения ее в жизнь должно стать лидерство компании на отечественном рынке средств управления правами доступа и учетными записями пользователей класса IdM (Identity Management) уже в 2016 году, а также освоение рынков ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.
Пока, по собственной оценке Андрея Конусова, генерального директора «Аванпоста», около 40% нашего рынка IdM принадлежит Oracle, порядка 30% — «Аванпосту», 20% — IBM и 10% — остальным компаниям, российским и зарубежным. Объем рынка IdM за год увеличился менее чем на 10%, но за этим показателем скрываются две разнонаправленные тенденции. Компании среднего размера сократили свои затраты на 80%, поскольку в них расходы на ИТ в кризис урезаются в числе первых; продажи же корпорациям выросли на 50%,
Собственный рост за год в «Аванпосте» определяют в 10–15%. (Все приведенные оценки сделаны в рублях, в силу нестабильности отечественной валюты эти оценки скорее качественные и лишь показывают тенденции.)
Общий застой на российском ИТ-рынке и события второй половины года, по словам Конусова, значительно изменили расстановку сил в сфере IdM. Часть отечественных вендоров и некоторые зарубежные (например, Microsoft) заметно снизили свою активность. Рост курса валют поднял рублевые цены на продукцию западных производителей, к тому же к ним появилось определенное недоверие, когда обнаружилось, что они в любой момент могут отказаться от продолжения сотрудничества по причине санкций.
Сыграл на руку «Аванпосту» и объявленный курс на импортозамещение. Но пока его влияние на бизнес неоднозначно; например, многие крупные заказчики предпочитают начинать сотрудничество с создания бесплатных для них пилотных проектов большого масштаба, что требовало от «Аванпоста» немалых инвестиций без гарантии того, что пилотный проект перейдет в реальный.
Вместе с тем, по словам Конусова, на рынок выходят два очень сильных западных вендора — Dell с Quest Software, а также компания SailPoint, основанная выходцами из Sun Microsystems, которые не прижились в Oracle и теперь предлагают свое решение SailPointIQ и услуги по переходу с Sun Identity Manager (ныне Oracle Waveset). У этих компаний, заявил Конусов, очень сильные продукты, но отсутствует инфраструктура для работы в России (в случае Dell, разумеется, речь идет именно о решениях IdM. — Прим. ред.). Ближайшие два года продемонстрируют, кто окажется успешнее — «Аванпост» в доведении своих решений до уровня мировых разработок (в том числе по удобству использования и легкости настройки) или конкуренты в создании партнерской сети и служб техподдержки, обучении инженерных кадров. В зависимости от этого и перераспределится рынок IdM.
Планы по усовершенствованию системы Avanpost обширны. По основному функционалу, как заверил Конусов, продукт уже стоит практически вровень с лидирующими западными разработками, но уступает им по удобству использования и настройки: если в западных системах большинство настроек можно поменять проставлением «галочек» в чек-боксах, то в российском продукте необходимо звать программистов.
Кроме того, в грядущей, пятой версии будет повышена гибкость встроенного инструментария, который управляет обработкой заявок на изменение прав доступа пользователя, ролей и т. д. В ней можно будет визуальными средствами создавать бизнес-процессы и описывать их логику. Интерфейс станет веб-ориентированным, упростится настройка отчетов. Появится единая информационная панель, позволяющая отслеживать критические события в области безопасности, а также интеграция с системами анализа корреляций событий. Получат развитие возможности в области построения ролевого интерфейса и многофакторной идентификации.
Для воплощения этих планов в жизнь компания собирается создать в 2015 году еще один, региональный центр разработки из 20–30 специалистов, который займется стратегическим развитием продуктов. С 2016 года планируется поглощение других компаний с профильными разработками.
Кроме новых вертикальных рынков (в частности, ретейла) компания планирует освоить и новые географические — интенсифицировать работу в регионах страны, в Казахстане, Белоруссии и даже, в 2017 году, выйти на рынки дальнего зарубежья — для начала в тех странах, где имеют основание опасаться попасть под западноевропейские и американские санкции.
Для воплощения всех этих планов в жизнь «Аванпост» надеется привлечь внешнее финансирование. Вариантов пока два — получение гранта от «Сколково», резидентом которого компания является с декабря 2013 года, или продажа части акций (не более 25%) «респектабельному инвестфонду».