В Facebook тестируют ионно-литиевые батареи в составе источников бесперебойного питания для серверных стоек, а в следующем году планируют начать их широкое внедрение |
В компании планируют полностью отказаться от источников бесперебойного питания на основе свинцово-кислотных аккумуляторов
Мэтту Кордри, директору по проектированию оборудования Facebook, стоит сказать спасибо компании Tesla. Не потому что он ездит на электромобиле — он ездит на обычном бензиновом, а потому что благодаря популярности электромобилей Facebook сможет снизить затраты на эксплуатацию своих центров обработки данных.
Кордри руководит лабораторией Facebook, где разрабатываются серверы, системы хранения данных и остальное оборудование, на котором функционируют сервисы компании. Созданными аппаратными конструкциями компания делится в рамках возглавляемого ею же проекта Open Compute Project. В последнее время одна из технологий, занимающих ум Кордри, — ионно-литиевые батареи.
В Facebook недавно начали тестировать их в составе источников бесперебойного питания для серверных стоек, а в следующем году планируют начать широкое внедрение. До сих пор ионно-литиевые батареи были слишком дорогостоящими, отмечает Кордри, но благодаря их использованию в электромобилях ситуация изменилась. Теперь применять их стало экономически выгоднее, чем громоздкие свинцово-кислотные аккумуляторы, широко используемые сегодня в центрах обработки данных.
«Переходным моментом для нас стало именно появление электромобилей, особенно рост популярности Tesla и Nissan Leaf, — отметил Кордри. — Теперь ионно-литиевые батареи дешевле в эксплуатации в качестве источника бесперебойного питания, чем свинцово-кислотные».
ИБП — важнейший элемент оборудования ЦОД. Если в сети происходит сбой подачи электричества, то мгновенно включается резервный источник, чтобы оборудование продолжало работать те несколько минут, которые уходят на запуск дизельного генератора.
Свинцово-кислотные аккумуляторы, используемые в большинстве обычных автомобилей, все еще дешевле на единицу емкости, чем ионно-литиевые, но потребности в специальном оборудовании для перезарядки и регулярном техническом обслуживании делают первые в целом более дорогостоящими, отметил Кордри.
А еще они занимают много места. Спроектированная в Facebook собственная свинцово-кислотная система резервного питания — это массивный шкаф двухметровой высоты, и хватает ее только на шесть серверных стоек. Facebook для своих сервисов приходится использовать тысячи таких шкафов по всему миру.
Примерно год назад в компании начали работать над высокоплотным ионно-литиевым батарейным комплектом, устанавливаемым прямо в стойку, подобно серверам и другим компонентам. Шкаф уже не понадобится.
«Если бы в Tesla сконструировали гоночный автомобиль, а не машину, способную проехать 500 км, то воспользовались бы именно такой батареей», — полагает Кордри.
У ионно-литиевых комплектов есть и другие преимущества. В каждой стойке их по два, так что, если один выйдет из строя, это отразится лишь на небольшой группе серверов. Для сравнения, сейчас в некоторых крупных ЦОД один ИБП может обслуживать сотни стоек.