Елена Бойко: «Основной приоритет информатизации здравоохранения — персоноцентрированный подход» |
Здравоохранение — отрасль, где очень многое зависит от регулятора. В августе в Минздраве РФ сменился глава ИТ-департамента, курирующего проект создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Поэтому внимание участников осенней конференции «Информационные технологии в медицине», главного события года в этой сфере, было приковано к выступлению Елены Бойко, нового директора департамента информационных технологий и связи Минздрава, и возможным изменениям в позиции ведомства.
Судя по всему, изменения действительно произошли, пусть не радикальные, но заметные. Впервые сделан акцент на поддержку «персоноцентрированной модели» здравоохранения и подчеркнута важность удовлетворения потребностей врачей в информационных ресурсах, названы показатели, по которым будет оцениваться эффективность мероприятий по созданию ЕГИСЗ, дана адекватная оценка текущему состоянию информатизации и осторожная — перспективам ее развития. Кроме того, четко прозвучало, что из федерального бюджета деньги на информатизацию поступать больше не будут.
Приоритеты обозначены
Из существующих 11 тыс. медицинских организаций в программе модернизации участвовали 7,7 тыс. К настоящему времени, по оценкам Минздрава, автоматизировано около 54% рабочих мест медработников. Основной проблемой завершившегося первого этапа создания ЕГИСЗ Бойко считает одновременную реализацию проектов федерального и регионального уровня, что не позволило предварительно проработать правила и стандарты, а первоочередной задачей назвала фиксацию стандартов и полей в электронной медицинской карте, которая даст возможность интегрировать создаваемые в регионах решения c ЕГИСЗ.
«Основной приоритет информатизации здравоохранения — персоноцентрированный подход», — подчеркнула Бойко. Под этим в Минздраве понимают возможность получения информации о состоянии здоровья пациента в любом медучреждении, куда он обращается, что делает взаимодействие пациента с медиками намного более быстрым и эффективным. Персоноцентрированнный подход невозможно реализовать без тотальной автоматизации рабочих мест медработников, поэтому отрасли следует продолжить выстраивание ИТ-инфраструктуры и, договорившись о стандартах, развивать программное обеспечение. Одним из важнейших шагов станет развитие интегрированных электронных медкарт (ИЭМК), где концентрируется основная информация о пациенте.
Не критикуя деятельность своего предшественника, Бойко тем не менее сделала ряд заявлений, начинающихся словами «Мы признаем, что…». Так, было официально признано не только отставание нормативно-правовой базы, но и нелегитимность электронного документооборота в здравоохранении, приводящая к дублированию информации на бумажных носителях и дополнительной нагрузке на врачей.
«Пока мы находимся на этом уровне, о дальнейшем развитии речи быть не может», — заявила она. Также были упомянуты неоптимальность структуры ИЭМК и необходимость проанализировать, какая информация действительно нужна на верхнем уровне управления. Многим регионам до сих пор не удалось интегрировать свои медицинские информационные системы с федеральными сервисами. Как сообщила Бойко, электронную регистратуру, ИЭМК и информационно-аналитическую систему вскоре ждет реинжиниринг. Кроме того, намечено подготовить изменения в законодательство, определяющие понятие телемедицины. Все перечисленное и станет ключевыми задачами Минздрава на 2015 год.
На плечи регионов
Еще одна важная задача — разработка требований к региональным медицинским информационным системам (МИС), до сих пор остающихся фрагментарными.
Базовый этап информатизации здравоохранения, который финансировался из федерального центра и должен был запустить процесс информатизации в регионах, завершен. Наращивание ИТ-инфраструктуры требует еще примерно столько же средств, но теперь это головная боль регионов, как и поддержка уже созданных решений. Каждый регион ищет средства для дальнейшего развития по-своему. Чувашия, например, выбрала централизованный подход — единый подрядчик, централизованные закупки, единая система кадрового учета в качестве общего источника данных о медперсонале для всех систем, внедрение IP-телефонии.
Ответственность за проведение инвентаризации по итогам первого этапа проекта ЕГИСЗ и разработка планов по интеграции созданных систем в единое информационное пространство также возложены на регионы. Минздрав обещает больше не требовать от них предоставления данных о состоянии информатизации, но при этом ждет готовых планов развития. Эти планы будут рассмотрены с целью синхронизировать проводимые в регионах мероприятия, а также обобщить информацию о созданных решениях и тиражировать лучшие практики.
ИТ-штат или аутсорсинг
Немаловажна также позиция Минздрава по вопросу, по которому профессиональное сообщество не может прийти к согласию в течение многих лет: брать ли ИТ-специалистов в штат или непрофильная для медучреждения деятельность должна быть вынесена на аутсорсинг. По мнению Бойко, специалисты по медицинской кибернетике должны входить в штат медицинской организации.
Впрочем, выбор между привлечением ИТ-специалистов в штат и аутсорсингом должен делать главный врач, полагает Георгий Лебедев, замдиректора по ИТ Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения. Но при этом, добавил Михаил Эльянов, президент АРМИТ, у главврача должны быть ориентиры — методические рекомендации Минздрава, учитывающие отечественный и зарубежный опыт.
Кадровый вопрос крайне остро стоит в региональных проектах. Однако, даже без учета финансовых трудностей, специалистов по медицинской информатике в нужном количестве просто неоткуда взять.
Видеть цель
Осознание того, насколько важно ставить во главу угла потребности врачей и пациентов при создании информационных систем, постепенно приходит, но до реального понимания этих потребностей стратегами информатизации еще очень далеко. С непониманием целей, которые могут быть реализованы в МИС для врачей и пациентов, связана еще одна проблема — чрезмерная концентрация на решении учетных задач, в то время как медицинские задачи уходят на второй план, как и управленческие задачи, позволяющие повысить эффективность отрасли.
Нежелание медиков осваивать информационные системы — одна из серьезных проблем, не имеющих простого решения.
Если врач не видит прямого эффекта от ведения электронных медкарт, их внедрение не будет полноценным. Вопрос мотивации решается не только административными способами, написанием регламентов и разъяснениями преимуществ информатизации. В некоторых регионах уже есть опыт, когда врачам выплачивают небольшие премии за использование МИС.
В то время как большинство регионов отчитывалось о проделанной работе по количеству автоматизированных рабочих мест, в Санкт-Петербурге задумались об оценке уровня информатизации по качественным критериям. В госпрограмму развития здравоохранения города заложили целевой индикатор «Уровень использования МИС», который в 2015 году должен составить 30%, а к 2020 году достичь 50%. Например, для стационаров один из показателей содержательного использования — доля врачей, ведущих листы назначения в МИС.