Большинство было бы счастливо иметь такие результаты — почти 70 млн проданных устройств за последние четыре квартала, но Уолл-стрит всегда интересуют лишь темпы роста. И не дай бог будет зарегистрирован хоть какой-то спад |
Компания Apple представила новые модели планшетов в надежде оживить заметно замедлившиеся по итогам первых двух кварталов 2014 года продажи.
Однако аналитики полагают, что предъявленных компанией аргументов недостаточно, чтобы убедить клиентов отказаться от своих стареющих или даже совсем устаревших устройств, а Apple, подобно производителям персональных компьютеров, нужно учиться жить в условиях более долгого, чем предполагалось, цикла обновления оборудования.
«Возникают два основных вопроса, — отметил главный аналитик компании Jackdaw Research Ян Доусон. — Во-первых, какой цикл обновления выбирают для себя люди, активно использующие iPad? И во?вторых, сколько клиентов купили планшеты, использовали их какое-то время, но теперь к ним не притрагиваются? У таких владельцев устройства пылятся в ящике и бывают востребованы крайне редко. Такие пользователи, скорее, всего не поменяют свои iPad уже никогда».
Термин «цикл обновления», под которым понимается промежуток времени между покупкой двух аналогичных устройств, пришел к производителям планшетов из отрасли ПК. Исторически сложилось так, что продажи ПК регулировались именно этим циклом, особенно в бизнес-среде. Прежде средняя продолжительность цикла обновления ПК составляла 11 кварталов, но теперь этот срок постоянно удлиняется.
Аналогичным образом и продажи iPad сократились по сравнению с прошлогодними: в первом квартале — на 16%, а во втором — на 9%. Таким образом, цикл обновления планшетов Apple тоже стал длиннее, чем ожидалось.
Когда iPad только дебютировал, специалисты полагали, что цикл обновления у планшетов будет таким же, как и у смартфонов. В США он составляет около двух лет, поскольку именно на такой срок заключаются контракты, предусматривающие субсидирование продаж. Но оказалось, что цикл обновления планшетов длиннее. Возможно, даже намного.
Дело в том, что мнения аналитиков относительно продолжительности цикла обновления iPad по-прежнему расходятся.
«Он составляет около трех лет», — заявил Доусон.
«Мы полагаем, что в среднем это будет примерно 21 месяц», — высказалась директор компании Kantar Worldpanel ComTech по исследованиям Каролина Миланези.
Однако опрос, проведенный Kantar, показал, что 46% респондентов используют сегодня iPad, которому уже исполнилось от двух с половиной до четырех с половиной лет.
Впрочем, Миланези считает, что более долгий по сравнению с ожидаемым цикл обновления вовсе не свидетельствует о недостатке интереса к iPad. Ведь 54% опрошенных сообщили, что, купив новое устройство, они передают старое кому-нибудь из близких, друзей или родственников.
То же самое говорит и Доусон. В случае передачи другому лицу планшеты продолжают эксплуатироваться. Таким образом, пользовательская база, а значит, и вся экосистема Apple продолжают расширяться несмотря на замедление продаж.
Продажи планшетов в целом, и iPad в частности, помимо цикла обновления, сопряжены и с другими трудностями, начиная от прихода на их территорию смартфонов с большими экранами и отсутствия каких-либо существенных изменений формфактора как внутри сегмента, так и за его пределами и заканчивая снижением интереса со стороны разработчиков по причине запрета на размещение пробных версий приложений и платных обновлений в App Store.
Большинство было бы счастливо, если бы, подобно Apple, могло похвастаться тем, что за последние четыре квартала продано почти 70 млн устройств, но Уолл-стрит всегда интересуют лишь темпы роста, а не абсолютные величины. И не дай бог будет зарегистрирован хоть какой-то спад.
«Планшеты — это не смартфоны, — указала Миланези в заголовке своей публикации в блоге, посвященной опросу Kantar. — В настоящее время цикл обновления у iPad ближе скорее к ПК, чем к смартфонам. Мы видим, что Apple предпринимает отчаянные попытки увеличить продажи, но сегодня с продолжительностью использования планшетов еще больше неясностей, чем два года назад».
Доусон тоже настроен не очень оптимистично: «Выпущенный iPad Air стал крупнейшим обновлением с момента появления оригинальной версии, — заявил он, имея в виду более легкий и тонкий планшет диагональю 9,7 дюйма, поступивший в продажу в прошлом году. — Однако особых успехов Apple это не принесло, поскольку люди не спешат отказываться от уже имеющихся у них устройств».