Разделение Hewlett-Packard на корпоративную HP Enterprise и пользовательскую HP Inc. (см. «HP делится на две компании», Computerworld Россия, 7 октября 2014) вызвало бурные обсуждения в индустрии.
«Разделение HP на две компании отражает сегодняшние запросы ИТ-рынка, так как требования заказчиков к системам для ЦОД и к пользовательскому оборудованию реализуются принципиально по-разному», — считает Андрей Тищенко, заместитель директора департамента по развитию продаж решений компании «Крок».
«Думаю, новости от HP не очень отличаются от ставшей уже историей информации о продаже IBM своего Х-бизнеса китайской компании Lenovo. В обоих случаях гиганты ИТ-индустрии, IBM и НР, избавляются с выгодой для себя от нефлагманских направлений бизнеса», — говорит Григорий Шевченко, коммерческий директор компании «Открытые технологии». По его мнению, лидеры делают ставку на высокопроизводительные серверные решения и соответствующее ПО и демонстрируют нацеленность на быстрорастущий рынок облачных систем.
Сергей Куприянов, вице-президент OCS Distribution, полагает: «По факту для рынка ничего не меняется. Просто появилось еще одно юрлицо, которое является частью корпорации».
Больше динамики
Один из доводов за разделение состоит в том, что потребительское подразделение сможет начать жить в собственном ритме, более динамичном, чем корпоративное. С тем, что это возможно и даже весьма вероятно, согласны все.
«Рынок продуктов массового спроса диктует совершенно отличные от корпоративного рынка правила развития бизнеса, — говорит Лариса Шутова, директор департамента «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция», — поэтому решение о разделении HP на коммерческое и консьюмерское направления вполне предсказуемое и логичное». Кроме того, полагает Куприянов, в HP смогут четче анализировать состояние своего «консьюмерского» бизнеса, что крайне важно в условиях кризиса.
Оптимистичны и интеграторы. «Разделение… поможет бизнесу HP стать динамичнее, поскольку позволит более гибко и точечно продвигать продукты среди своей целевой аудитории», — считает Тищенко. А Шевченко уверен, что создание НР Inc., безусловно, позволит приблизить настольные и интернет-решения к потребителю и одновременно более качественно встроить их в облачный мир.
Тем не менее возможность — это всего лишь возможность. Так, Куприянов предполагает: «Скорее всего, внутри HP Inc. будет разделение на две части — на ПК c ноутами и на печатающую технику. Вот тут могут начаться сложности — два сейла на одного заказчика… И с вендорской стороны к партнерам будет заходить несколько менеджеров». «Сложно сказать, изменится ли что-то в структуре продаж, — резюмирует Шутова. — Первые шаги будущего самостоятельного офиса покажут, грядут изменения или все останется в рамках прежних традиций и подходов».
Специализация против «одних рук»
Еще один козырь сторонников разделения — концентрация каждой части на своем направлении бизнеса. С другой стороны, почти в любом крупном проекте, кроме серверов и систем хранения, нужны ПК, ноутбуки и принтеры, которые теоретически удобнее получать, взаимодействуя с одним поставщиком. Тищенко считает, что преимущества фокусировки весомее, правда, и по части взаимодействия особых изменений не ожидает.
«Вопрос не имеет однозначного ответа, — считает Шутова. — С одной стороны, удобнее получать весь ассортимент из одних рук, с другой — для подразделений, занимающихся проектным бизнесом, эффективнее работать с вендором, который предлагает продуктовую линейку для корпоративного сектора. Но чаще всего — и так было до сих пор в НР — большой контракт с вендором сегментирован и каждому партнеру доступна своя группа продуктов».
Такое положение вещей, по ее мнению, не изменится и после разделения. «К тому же ноутбуки и принтеры можно назвать продуктами двойного назначения, так как существует разделение линеек на коммерческие и консьюмерские», — добавляет она. И внутренняя структура «розничного» HP Inc., по ее мнению, должна будет учесть эту особенность бизнеса.
Не ждем перемен
Отвечая на вопрос «как изменится ваша работа с HP в случае разделения компании?» все респонденты были почти единодушны — больших перемен они не ждут.
«Каких-то кардинальных изменений мы не ожидаем, поскольку и до своего разделения команды ПК и Enterprise в HP были достаточно самостоятельными — каждая имела собственные планы, программы сертификации и специфику работы, — заявил Тищенко. — Стоит также заметить, что многие вещи останутся общими и в новых условиях. Это касается сервисной поддержки и различных инструментов для работы с партнерами». Шевченко тоже выразил надежду, что разделение HP не повлияет на бизнес с ней.
«Для дистрибьютора не должно быть больших изменений, — говорит Куприянов. — Кредитные ресурсы и логистика будут, скорее всего, единые. Люди останутся те же. Единственное — всем снова придется думать о реорганизации внутренней структуры для налаживания оптимального взаимодействия». Впрочем, может поменяться организация партнерского канала, который или останется в одном подразделении целиком, или разделится на две части — согласно продуктовому делению.
Шутова надеется на увеличение ассортимента поставляемой продукции, при этом внутренних перемен в структуре своей компании не предвидит: в «Марвел-Дистрибуции» уже есть разделение на проектные и розничные департаменты. Так что, по ее мнению, в результате разделения «вендор создает более удобные условия для взаимодействия с дистрибьюторами и партнерами второго уровня»
Как реагировал рынок
Для стабильного роста акций нужно больше, чем стратегия
Достигнув резким скачком пика в конце августа (38,2 долл. 27 августа), с начала осени стоимость акций HP падала, хотя и немонотонно, и к 2 октября достигла 34,16 долл. при довольно низком уровне интереса рынка к их продаже и покупке (соответственно 9,4 млн и 9,2 млн акций день). В пятницу, 3 октября, цена акции поднялась приблизительно на доллар. А утром 6-го числа Мег Уитман огласила план по реорганизации. И за десять минут после открытия биржи акции HP дошли почти до 37 долл., а к середине дня их стоимость достигала 37,5 долл. при объеме торгов за день в 55,7 млн. Однако в дальнейшем ажиотаж быстро спал, как и объемы торгов. И на момент сдачи материала в печать акция компании стоила немногим более 32 долл. Возможно, рынку потребовалось для дальнейшего проявления энтузиазма больше деталей, ведь дьявол, как известно, именно в них.