Александр Микоян предложил порассуждать о влиянии на бизнес нового стиля, который диктуют современные технологии |
Активное проникновение в повседневную жизнь и профессиональную деятельность людей новых технологий — мобильности, аналитики Больших Данных, облачных моделей — заставляет вендоров ИТ-решений и их заказчиков говорить о новом стиле в бизнесе и ИТ. С обсуждения этой темы начался форум «Программные миры HP».
Участникам пленарной дискуссии «Программных миров» генеральный директор HP Россия Александр Микоян предложил порассуждать о том влиянии, которое на бизнес разных масштабов и родов деятельности оказывает новый стиль, диктуемый современными технологиями. Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора компании EPAM Systems, отметил, что для большинства заказчиков EPAM (в основном это компании в Европе и Северной Америке) Большие Данные и мобильность давно стали жизненно необходимыми решениями, которые позволяют поднять на новый уровень взаимодействие с клиентами, добиться максимальной персонализации и понимания их потребностей.
Подобные возможности становятся актуальны и в России — в частности, в сфере современных услуг связи. Сергей Асланян, председатель совета директоров компании «Максима Телеком», оператор сети Wi-Fi в Московском метрополитене, рассказал, что в результате внедрения такой сети в огромных объемах стали доступны ценные данные, например информация о передвижении людей и их поведенческие характеристики. Многосторонний анализ таких данных позволяет совершенствовать сервисы для пользователей и тем самым стимулирует развитие бизнеса оператора.
По словам Сергея Меднова, члена правления Банка Москвы, в банковской сфере технологии Больших Данных пока не находят широкого применения — различные модели обработки данных о клиентах банка еще предстоит придумать. Но зато благодаря мобильным решениям появляется много инноваций в области обслуживания, хотя принципиально изменить формат работы банка, например сделать его целиком мобильным, вряд ли кому-либо удастся в ближайшем будущем.
Александр Хайтин, руководитель проектного офиса компании «Яндекс», заметил, что делом недалекого уже будущего станет формирование единого контекста обслуживания клиентов разными компаниями на основе аналитики Больших Данных. Если банки знают, например, про кредитоспособность человека, а оператор связи — про его поведенческие особенности, в их интересах обменяться этими данными, чтобы сделать клиенту предложение, от которого он точно не сможет отказаться. По словам Хайтина, представители разных отраслей уже ищут пути, как наладить такой обмен. Кроме того, удивительные перспективы перед бизнесом открывают возможности машинного обучения на основе Больших Данных. Хайтин считает, что, оценив способность компьютера принимать решения, человек найдет для него множество новых применений, о которых сейчас можно только мечтать. Но уже через несколько лет такие приложения, вероятно, станут неотъемлемой потребностью бизнеса, поскольку без них просто не выжить на рынке.
Однако пока обо всех этих радужных перспективах, а также о непосредственном эффекте, который технологические новации оказывают на текущую деятельность компании, ИТ-директор должен настойчиво доносить до руководителей бизнеса, считает Алексей Широких, директор по ИТ Сколковского института науки и технологий. По его мнению, ИТ-специалисты часто гораздо лучше понимают, что нужно бизнесу, и потому на их долю выпадает миссия своего рода проповедничества. В компаниях не хватает института технологов, задачей которых будет объяснять преимущества новых идей людям бизнеса.
На программный бизнес самой HP новый стиль ИТ безусловно оказывает влияние. Это заметно по тому, как меняются в последние годы ключевые направления развития программных решений компании. Если десять лет назад магистральной линией HP в сфере ПО были средства управления ИТ-инфраструктурой и сервисами, то теперь операционное управление — лишь одна из областей интересов, среди которых значительное место заняли технологии хранения, исследования и защиты Больших Данных.
Интересные результаты дает синергия нового и традиционного в решениях HP. Так, выпущенная не так давно система Operations Analytics базируется на платформе Больших Данных HAVEn и использует аналитические инструменты в задачах обнаружения и устранения проблем ИТ-инфраструктуры. А влияние мобильности и консьюмеризации на подходы к управлению ИТ иллюстрирует представленный на «Программных мирах» новый продукт HP Propel, обеспечивающий пользователям единый интерфейс доступа к корпоративным ИТ-сервисам с любых устройств.