Системы для управления энергоданными, абонентского учета и биллинга «Челябэнергосбыта» размещены в специально построенном ЦОД |
Консалтинговая группа «Борлас» и гарантирующий поставщик электроэнергии на Южном Урале компания «Челябэнергосбыт» объявили о завершении ряда проектов, целью которых было создание ИТ-инфраструктуры. Она позволяет эффективно управлять энергосбытовым бизнесом и поддерживать производственные процессы.
В основу корпоративной системы управления компании лег комплекс приложений Oracle E?Business Suite (включая модули Oracle HCM для управления персоналом), дополненный системой финансового планирования и бюджетирования Oracle Hyperion Planning. Для поддержки деятельности по продаже электроэнергии в «Челябэнергосбыте» также выбрали продукты Oracle — cистему управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management и систему биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing.
Тенденции, определяющие развитие энергетической отрасли, требуют от предприятий активного обновления своей ИТ-инфраструктуры, подчеркнул вице-президент «Борласа» Аркадий Карев. В числе таких тенденций — снижение промышленного потребления и одновременный рост частного, увеличение числа приборов и систем учета (что влечет за собой значительный рост объемов данных об энергопотреблении), а также развитие концепций Smart Metering (интеллектуальный учет) и SmartGrid (умные сети). С другой стороны, отметил Карев, насущная потребность в современных ИТ-системах обусловлена постоянными изменениями законодательства и «правил игры». В качестве примера Карев привел недавнюю инициативу по введению социальных норм потребления энергии, ужесточение ответственности неплательщиков с одновременным введением санкций к поставщикам за ошибки в начислениях.
Автоматизация энергосбытовых компаний затруднена из-за целого ряда факторов, считает Карев. В первую очередь следует назвать такой важный фактор, как высокая социальная значимость отрасли. Он предопределяет невозможность построить ИТ-системы с нуля — поставщик вынужден работать с теми системами, что уже существуют, интегрируя их в новую инфраструктуру. Также затрудняют внедрение большое число филиалов энергосбытовой компании, отсутствие унификации предоставляемых услуг, плохое качество и недостаточная достоверность предоставляемых данных, низкий уровень обеспеченности информационно-вычислительных центров и многое другое. К этому надо прибавить значительное число внешних структур, с которыми работает компания, и, как следствие, множество информационных потоков, а также жесткую регламентацию по времени обработки поступающих данных.
Вышеперечисленные факторы очень значимы и для «Челябэнергосбыта», который обслуживает почти 1,3 млн физических лиц и 39 тыс. юридических лиц. Однако в этой организации, как считают в «Борласе», удалось выстроить «близкую к идеальной» ИТ-инфраструктуру. Как рассказал начальник управления автоматизации «Челябэнергосбыта» Александр Меньшиков, в компании отказались от использования фрагментированных решений и локальных систем и выбрали комплексное решение Oracle. Важную роль, отметил Меньшиков, сыграла простота системы, легкость ее настройки, наличие функции централизованного администрирования и нетребовательность к каналам связи. Кроме того, в «Челябэнергосбыте» уже имели опыт работы с продуктами Oracle.
Первым опытом стало внедрение HR-системы в 2006 году, затем, два года спустя, наступила очередь финансовых приложений Oracle, а весной 2010 года «Челябэнергосбыт» вместе с «Борласом» приступил к разработке стратегии внедрения промышленной системы абонентского учета и биллинга. Внедрение было поэтапным, начали с физических лиц, а в настоящее время реализуется завершающий этап — внедрение системы аналитической отчетности.
В качестве аппаратной платформы используется машина баз данных Oracle Exadata Database Machine, которая включает серверы, системы хранения данных, сеть и программное обеспечение, а также платформу Oracle Exalogic Elastic Cloud.
Сейчас, по словам Меньшикова, в систему ежедневно попадают показания со 130 тыс. приборов учета и в общей сложности на сегодняшний день в ней содержится около 82 млн показаний. Ежемесячно производится расчет и формирование квитанций по более чем 1,3 млн абонентов, а срок проведения централизованного расчета, формирования квитанций, выгрузки информации для внешних агентов (управления соцзащиты, банки, сетевые организации и пр.) составляет три дня, минимальное время расчета на всех абонентов — 40 минут.