Несмотря на то что в России, по данным фонда «Общественное мнение», Интернетом регулярно пользуется 59% жителей (это 69 млн. человек) и 71% пользователей совершили хотя бы одну покупку в год, доля онлайн-продаж в России пока отстает от аналогичных показателей в других странах. Если в США, по данным eMarketer, она составила 5,8% в апреле 2014 года, то в России — 2,7% (данные Morgan Stanley, январь 2013 года). При этом значительный объем венчурных инвестиций, который за три года составил более миллиарда долларов, почти не сказался на росте рынка электронной коммерции. В частности, в первом квартале 2014 года, по данным DataInsight, он вырос всего на 4%. Такие данные привел руководитель направления инфраструктурных сервисов компании «Яндекс» Павел Алешин в своем выступлении на конференции YaC/m, посвященной маркетинговым технологиям, аналитике и работе с данными в электронной коммерции.
Причин для медленного роста электронной торговли в России, как считает Алешин, несколько. Во-первых, это проблема логистики, особенно актуальная, когда продавец и покупатель находятся в разных городах. При этом, подчеркнул Алешин, покупатели зачастую предпочитают покупать в иностранных магазинах, например на торговой площадке Aliexpress, поскольку в итоге сроки доставки из Китая сопоставимы со сроками доставки по России, а иной раз и опережают их.
Второй проблемой Алешин считает нецелевые инвестиции. Зачастую вложенные в онлайн-коммерцию деньги идут исключительно на рекламу с целью привлечения клиентов на сайты, однако и это делается зачастую неэффективно. При этом российскими продавцами часто игнорируются другие важные моменты, например представление товаров и возможности их отбора по различным критериям.
Очень актуальной проблемой является также вопрос доверия между продавцами и покупателями. Первые не доверяют вторым и поэтому не спешат вносить предоплату за товар, вторые из-за возникающего кассового разрыва вынуждены усложнять свои бизнес-процессы, пояснил Алешин.
Кроме того, небольшим онлайн-магазинам зачастую не по карману использование современных технологий, которые привлекают покупателей на сайт и стимулируют его совершить покупку, считает директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. Чтобы помочь российским интернет-магазинам, в «Яндексе» радикально обновляют свою торговую площадку «Яндекс.Маркет». Как рассказал руководитель сервиса Алексей Авдей, новые возможности появятся на нем в течение ближайших месяцев.
Одним из наиболее важных нововведений будет введение новой процедуры оплаты на «Яндекс.Маркете» — интернет-магазины смогут продавать свои товары непосредственно на торговой площадке, сообщил Авдей. Покупателю будет предложено оплатить товары банковской картой или «Яндекс.Деньгами», а сервис заморозит сумму на счете покупателя и сообщит магазину, что товар оплачен. После этого товар будет передан в службу доставки, и в тот же вечер «Яндекс.Маркет» начнет перевод денег магазину за все совершенные в нем в течение дня покупки, исключая сумму своей комиссии.
Улучшить на «Яндекс.Маркете» планируют и сам процесс доставки. С этой целью «Яндекс.Маркет» будет сотрудничать с агрегатором логистических сервисов MultiShip, пояснил Авдей.
Также российские интернет-магазины получат возможность привлекать покупателей с помощью системы персональных рекомендаций. Анализируя данные покупателя и информацию об уже совершенных им покупках, поисковых запросах и т. д., система будет предлагать посетителям «Яндекс.Маркета» товары, которые их смогут заинтересовать и стимулировать на дальнейшие приобретения.
При этом комиссия за услуги «Яндекс.Маркета» будет не выше, а ниже, чем сейчас, обратил внимание Авдей. Если сейчас сервис берет с интернет-магазина 5% за покупку, совершенную через него, то впредь комиссия будет 3%, из них 1% за переход на сайт и 2% — за процессинг оплаты. Это позволит привлечь на торговую площадку новых игроков из числа мелких и средних магазинов, полагают в «Яндексе».