По мнению Майкла Циглера, системы документооборота превращаются из унылого бюрократического инструмента в ядро информационной системы предприятия Источник: docflow.ru |
В середине мая прошла 20-я, юбилейная выставка-конференция Docflow, собравшая три десятка компаний-участниц и почти 1,5 тыс. посетителей. Большинство представленных решений вертелось вокруг традиционных задач документопотока, но на горизонте видны уже новые проблемы, для решения которых системы электронного документооборота и управления корпоративной информации должны существенно измениться.
Как отметил Майкл Циглер, управляющий директор DocVille (проект, целью которого является обмен опытом между профессионалами в области управления информацией во всем его многообразии — от оцифровки данных до бизнес-аналитики), ВВП в мире и в большинстве крупных стран и регионов (США, Россия, Евросоюз, Китай) в ближайшие годы будет расти медленными темпами. Затраты на ИТ — тоже, примерно на 3,6% в год (в России — на 6%). Рынок решений по управлению документооборотом на этом фоне выглядит превосходно — до 2016 года он будет увеличиваться на 12–16%
Однако, чтобы расти в условиях почти стагнирующей экономики, решения по управлению информацией должны перестать быть средствами управления документооборотом или даже корпоративной информацией. Им уже в ближайшие годы необходимо будет совмещать в себе средства мобильной работы, функции управления бизнес-процессами и адаптивного кейс-менеджмента, аналитику. При этом они должны быть тесно интегрированы с основными ИТ-системами и быть способными размещаться (при необходимости) в облаках.
Точкой роста Циглер назвал мультиканальное вовлечение пользователей. Предприятиям, как уже было сказано, сейчас недостаточно управлять лишь внутренним документооборотом и обменом документами с поставщиками. Клиенты, особенно частные лица, черпают информацию о компаниях, их продуктах и услугах из множества источников, сами делятся ею на форумах, в соцсетях и т.?д. Каналы общения с клиентами и получения обратной связи тоже становятся все разнообразнее — используются различные голосовые сервисы, видеочаты, мессенджеры, электронная почта. Можно сказать, что часто обсуждаемая на «документооборотных» мероприятиях разница между системами электронного документооборота и системами управления контентом предприятия (Enterprise Content Management, ECM) становится незначительной перед лицом того, что решениям будущего придется иметь дело с «большими документами», формируемыми вышеописанным многообразием данных, которые в свою очередь вполне могут претендовать на звание больших если не по размеру (хотя использование клиентами или самой компанией видео высокой четкости, средств обработки голосовых сообщений и т.?д. вполне может «догнать» обрабатываемые объемы до петабайтов), то по пестроте и неструктурированности.
Рынок работы с Большими Данными, отметил Циглер, будет в ближайшее время расти на 30–60% (по нынешним временам более чем захватывающие перспективы) и в 2016 году достигнет 30–50 млрд долл. Этот рост может затормозиться из-за нехватки специалистов — их в мире потребуется 4,4 млн но, например, в Восточной Европе, как прогнозируют в Gartner, по причине нехватки специалистов занято будет менее трети рабочих мест. Дефицит специалистов поднимет интерес к облачным средствам работы с Большими Данными, а, стало быть, системы документооборота должны сопрягаться с облаками.
Среди технологий, на которые Циглер особо предложил обратить внимание, интеллектуальное распознавание документов, обработка естественного языка, создание нейронных сетей, средства распознавания образов, интонаций и интеллектуального анализа данных.
Не обойдется документооборот нового времени и без мобильных технологий. В России, например, по приведенным Циглером данным, из 79 млн владельцев смартфонов 65 млн имеют мобильный доступ в Интернет. Мобильный доступ к ECM или системе электронного документооборота имеется у 55% компаний, опрошенных оргкомитетом Docflow, у трети респондентов удаленный доступ к корпоративным приложениям имеют все сотрудники.
В целом, если верить Циглеру, системы документооборота превращаются из унылого бюрократического инструмента работы со входящими и исходящими в ядро информационной системы предприятия. На основной программе форума это пока не сказалось, темы и проекты обсуждались достаточно традиционные, но, возможно, через год положение изменится, появятся новые темы докладов и новые типы проектов