При организации межоператорского взаимодействия в сфере ЭДО возникают практически те же трудности, что и при налаживании роуминга между операторами сотовой связи |
Круглый стол «Юридически значимый документооборот: поиск решений», прошедший в рамках конференции Docflow 2014, был ориентирован в целом не на те компании, которые уже внедрили электронный документооборот, а на те, что только собираются это сделать. Об этом свидетельствовал и сам формат его проведения — деловая игра, а также намеренное сужение фокуса с ЭДО вообще до обмена электронными финансовыми документами, которые, как заявил один из приглашенных экспертов, руководитель стратегического направления ЭДО компании «СКБ Контур» Эдуард Шифман, составляют около 80% в общем объеме.
Совместными усилиями участники круглого стола выделили ряд наиболее значимых проблем. Прежде всего, это отсутствие межоператорского роуминга, а также мотивированности контрагентов предприятия. Кроме того, трудности, по мнению экспертов, зачастую вызывает неготовность самой компании внедрять у себя электронный документооборот. Отметили эксперты также недостаточность нормативной базы и путаницу в вопросах определения требования к формату электронных документов, срокам их хранения и т.? п.
Нужно договориться
Как отметил коммерческий директор компании «Корус Консалтинг СНГ» Игорь Зеленько, трудности в вопросах межоператорского взаимодействия, неизбежные на этапе становления ЭДО, усугубляются наличием большого количества мелких операторов. Поэтому, по его мнению, трудности эти временные и разрешаемые, причем путей их разрешения может быть два — либо операторы сами договорятся между собой, либо эту функцию возьмет на себя некий государственный регулирующий орган. На текущем же этапе, считает Зеленько, наилучший выход для компании, собирающейся внедрять у себя ЭДО, — учитывать проблему роуминга уже на начальном этапе внедрения проекта и выбирать оператора с точки зрения его возможностей и готовности работать над этим вопросом.
Большинству компаний на начальном этапе внедрения ЭДО роуминг может и не потребоваться, считает Шифман. По его мнению, начинать внедрение можно с одним оператором, который подключит часть контрагентов, а затем привлечь других крупных операторов — их задачей уже будет настройка роуминга между собой.
Выходом для заказчика может стать также обращение к интеграторам, которые готовы предоставить решения для организации межоператорского взаимодействия, но за отдельную плату, предложил руководитель группы аналитики и внедрения компании Synerdocs Иван Агапов.
Кнутом и пряником
Что касается контрагентов предприятия, внедряющего у себя ЭДО, то мотивировать их можно различными способами, выбор которых должен осуществляться индивидуально в каждом конкретном случае, считает Зеленько. В некоторых ситуациях, по его словам, эффективнее работает угроза прекращения деловых отношений, если не удается организовать электронный обмен платежными документами, такой «ультиматум» зачастую ставят крупные предприятия. В других случаях компания может мотивировать своих контрагентов различными бонусами. И наконец, иногда наиболее простым и экономически целесообразным способом будет внедрение ЭДО у контрагента за счет самой компании.
В любом случае, добавил Шифман, проблему организации ЭДО с контрагентами предприятию целесообразно решать в активном взаимодействии со своим оператором, поскольку запуск самого процесса внедрения лежит в его зоне ответственности.
Подпись верна?
Много вопросов, судя по репликам из зала, у компаний, внедряющих ЭДО, вызывают вопросы верификации электронных документов, например будут ли считаться юридически значимыми счета-фактуры, у которых срок действия сертификата электронной подписи один год, а срок хранения — четыре года, и как в таких случаях подтвердить, что сертификат был действителен на момент подписания.
Кроме того, участники круглого стола жаловались на путаницу и пробелы в нормативной базе, что вынуждает всех участников электронного документооборота зачастую работать не по закону, а «по понятиям», то есть по соглашениям сторон. Все это, по мнению экспертов круглого стола, возвращает к вопросу создания регулирующей организации, которая взяла бы на себя эти вопросы. При этом, как отметил Зеленько, со стороны государства нет органа, готового исполнять функции регулятора, а значит, создать такую организацию должны сами операторы ЭДО.