Михаил Воробьев: «Будет ли компания использовать новые сервисы, зависит не от телекоммуникационного оператора, а от восприимчивости генерального директора к новшествам. Мы умеем убеждать даже самых консервативных» |
Компания «Эр-Телеком Холдинг», традиционно предоставлявшая свои услуги домашним пользователям под торговой маркой «Дом.ру», в 2012 году на основе уже построенной сети предложила свои услуги корпоративным пользователям под самостоятельным брендом. Так в составе холдинга появился оператор «Дом.ру Бизнес», который занимается подключением к Интернету небольших офисов, филиалов и точек продаж, расположенных в районах плотной городской застройки (компания создавала сеть в городах с застройкой домами от пяти этажей). За прошедшие два года компании удалось добиться оборота в 2,5 млн руб., а доля корпоративных клиентов в выручке «ЭР-Телеком» достигла 12%. К сети оператора было подключено 70 тыс. корпоративных клиентов. Среди них есть филиалы федеральных торговых сетей, таких как «Евросеть», «Связной», «Перекресток», X5 Retail Group. 60% клиентов — это предприятия малого и среднего бизнеса, еще 30% — крупные компании, а оставшиеся 10% — домашний бизнес.
Основной идеей корпоративной стратегии «Дом.ру Бизнес» является пакетирование услуг в соответствии с теми или иными конкретными задачами клиентов. При этом собственно подключение к Интернету обычно не является главным предложением: для клиентов важнее получить телефонию, видеоконференции с головным офисом, обмен документами в рамках корпоративного пространства и многое другое. В частности, «Дом.ру Бизнес» предлагает облачные АТС и систему видеонаблюдения.
Татьяна Щелчкова, руководитель службы разработки продуктов для сегмента B2B «Дом.ру Бизнес», возлагает определенные надежды на технологию облачного видеонаблюдения. Компания устанавливает на объекте набор видеокамер, которые передают данные в облако провайдера, где видео обрабатывается и анализируется. С помощью данной услуги клиенты могут посчитать поток людей около магазина и количество вошедших в магазин. Сопоставив эти данные с количеством продаж в конкретной точке, можно также оценить прибыльность торговли и, если она низкая, выяснить причину: неудачное расположение магазина, плохой ассортимент или неэффективная работа продавцов. Система может записывать не только видео, но и звук, это позволяет в дальнейшем определить, что именно не понравилось покупателю, и устранить недостатки. Предполагается, что сервис интеллектуального видеонаблюдения позволит клиенту не только обеспечить защиту от воровства товара, но и оптимизировать работу филиалов.
Как рассчитывают в компании, такого рода дополнительные сервисы позволят ей и в будущем активно осваивать корпоративный рынок.
«Облачные операторы сейчас понимают, что их бизнес во многом зависит от качества последней мили», — заметил Михаил Воробьев, заместитель генерального директора «ЭР-Телеком» по коммерческим вопросам. По заверениям представителей компании, уровень обслуживания «Дом.ру Бизнес» позволяет предлагать облачные сервисы достаточно высокого качества, поскольку они предоставляются на собственной инфраструктуре.
Изначально стратегия «ЭР-Телеком» была ориентирована на построение собственной распределительной сети. В свое время компания принципиально отказалась от покупок других операторов в пользу органического развития сети на собственных технологиях.
Для построения магистральных линий связи «Эр-Телекомом» использовалось арендованное «темное» волокно, причем компания изначально строила свои сети с резервированием по модели кольца, чтобы разрыв одного соединения не приводил к отключению клиентов. Кольца строились на федеральном, региональном и районном уровнях, что обеспечивало надежную защиту системы от сбоев. Сейчас сеть компании присутствует в 56 городах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, и в 36 регионах. Центр управления сетью расположен в Пскове; кроме того, в каждом городе присутствия компании есть бригады инженеров, которые решают аппаратные проблемы. Предполагается, что физические неполадки устраняются бригадой инженеров в течение четырех часов, и нередко даже без остановки сервиса, который в этот момент продолжает работать по второй части кольца. За 2013 год, по данным компании, простой составил всего 6 минут, что соответствует доступности 99,98%, то есть уровню, который предоставляют магистральные операторы.