Благодаря колоссальным размерам китайского рынка Alibaba удалось превратиться в онлайн-гиганта, не уступающего крупнейшим технологическим компаниям из США |
Alibaba Group, китайский холдинг электронной коммерции, готовится сделать в США первичное размещение акций, оцениваемое аналитиками как одно из самых крупных в истории: операция может принести Alibaba больше 20 млрд долл.
Когда в Alibaba подали документы на IPO, в СМИ «вспомнили», что холдинг продает больше товаров, чем eBay и Amazon, вместе взятые, и при этом может рассчитывать на активный рост доходов от развивающегося китайского рынка.
По числу покупателей в мире за пределами Китая компания не может сравниться с глобальной пользовательской базой Google или Facebook. Но благодаря колоссальным размерам китайского рынка Alibaba удалось превратиться в онлайн-гиганта, не уступающего технологическим компаниям из Соединенных Штатов.
В Alibaba заявляют, что холдинг является крупнейшим оператором площадки электронной коммерции в мире: его оборот в прошлом году составил 248 млрд долл., а количество активных покупателей — 231 млн. Штат компании — 20 тыс. человек. Помимо самых крупных в Китае онлайн-магазинов, Taobao Marketplace и Tmall, Alibaba управляет платформами оптовой торговли. Кроме того, с холдингом аффилирован третий по величине в Китае платежный сервис Alipay.
Китайского гиганта электронной коммерции нередко сравнивают с Amazon. Но от последнего Alibaba отличается тем, что не имеет собственного ассортимента товаров: компания лишь управляет торговой площадкой, соединяющей продавцов с покупателями.
Доход Alibaba получает, взимая плату за помощь продавцам в рекламе их сайтов и беря комиссию с продаж товаров. Это приносит Alibaba колоссальные прибыли: за последние девять месяцев 2013 года чистая прибыль компании составила 2,9 млрд долл. Для сравнения, прибыль Amazon за весь прошлый год — 274 млн долл., а у eBay — 2,8 млрд долл.
Один из факторов, воодушевляющих инвесторов, — большие перспективы роста Alibaba в Китае. По данным Китайского центра информации об Интернете, в стране 618 млн пользователей глобальной сети, и подавляющее большинство из них заходят в нее с мобильных телефонов. При этом общий охват населения доступом к Интернету пока только на уровне 46%.
Согласно заявлению на IPO, Alibaba растет головокружительными темпами. Чистая прибыль за последние девять месяцев 2013 года подскочила по сравнению с тем же периодом 2012-го на 400%, а количество активных покупателей за прошлый год выросло на 71 млн.
Одна из трудностей, которую компании предстоит преодолеть, — популяризация своих сервисов среди владельцев смартфонов. По данным на декабрь, у Alibaba было 136 млн активных мобильных пользователей. Но только 15% общего оборота сайтов электронной коммерции Alibaba за прошлый год, составившего 248 млрд долл., принесли пользователи мобильных устройств.
В заявке на IPO отмечается, что в мобильном пространстве Alibaba больше фокусируется на том, чтобы добиться роста пользовательской активности, чем на извлечении максимального дохода. В мобильных приложениях компании на сегодня отображается меньше рекламы, чем на сайтах Alibaba для ПК.
Председатель совета директоров и основатель Alibaba Джек Ма, лицо компании, владеет долей в 8,9%. А самый крупный акционер Alibaba — японский технологический гигант SoftBank, ему принадлежит 34,4%. Первое вложение в Alibaba, составившее 20 млн долл, Softbank сделал в 2000 году.
Значительной долей в 22,6% также владеет Yahoo, что стало результатом инвестирования в Alibaba миллиарда долларов в 2005 году. В американской компании готовы продать около 40% своих акций на фондовом рынке после того, как Alibaba проведет акционирование.
В документах для IPO нет упоминаний о планах расширения Alibaba на международном рынке, это свидетельствует о том, что компания по-прежнему ориентируется на Китай. Хотя у Alibaba есть площадки для оптовой торговли, рассчитанные на зарубежных покупателей, 80% дохода приносит домашний рынок.
Хотя сервисы Alibaba не очень известны за пределами Китая, компания приобрела дурную славу в связи с подозрениями американских властей в том, что на ее сайтах продаются поддельные товары. С 2008-го по 2011 год сайты Taobao входили в список «подозрительных торговых площадок», ежегодно публикуемый Управлением торгового представителя США.
В 2012 году сайт Taobao был исключен из этого перечня благодаря усилиям компании по изъятию из продажи товаров-нарушителей. В заявке на IPO отмечается, что любые новые обвинения в продаже контрафактных товаров могут привести к судебным искам.