Сергей Кузнецов: «Стагнация в экономике для ниши Больших Данных — это как раз потенциальная зона роста» |
В ходе форума Big Data 2014, организованного издательством «Открытые системы», Сергей Кузнецов, директор по технологиям и руководитель комитета по R&D дивизиона бизнес-решений компании IBS, рассказал Computerworld, каким видят рынок Больших Данных отечественные системные интеграторы.
В последнее время все технологии принято оценивать с помощью предложенной Gartner кривой цикла развития. Где на этой кривой находятся сегодня технологии Больших Данных?
Надо понимать, что кривая Gartner иллюстрирует не зрелость самой технологии, а ожидания, которые потребители связывают с возможностями этой технологии. По мнению многих экспертов, сейчас Большие Данные проходят через пик кривой — ожидания заказчиков максимальны, но вот отдача от внедрений пока этим ожиданиям не соответствует. Тем не менее компании активно переходят от общего знакомства с технологией к разработке прикладных решений. По мере того как рынок будет двигаться дальше вдоль гартнеровской кривой, будет расти возврат от инвестиций, вложенных в проекты Больших Данных.
Как компании выбирают продукты для работы с Большими Данными?
Зачастую компании обращаются к интегратору как к посреднику между технологиями и бизнесом. Большинство вендоров, поставляющих решения для Больших Данных, пока еще пытаются говорить с заказчиками слишком техническим языком, отталкиваясь от функционала своих продуктов, и предлагают инструментарий для построения прикладных решений с нуля. Иногда они продвигают готовые решения — отраслевые или ориентированные на типовые функциональные задачи. Но, посмотрев любое готовое решение, заказчик всегда скажет, что его бизнес особенный и ему это решение не подходит. Кроме того, у российского рынка действительно есть особенности. Западные вендоры (а они пока у нас доминируют) ориентированы на другие бизнес-процессы, другие требования регуляторов, другой менталитет наконец. Их продукты приходится серьезно адаптировать под местные реалии. Поэтому мы практикуем иной подход — помогаем заказчикам подобрать комплекс технологий, оптимально подходящий для решения конкретных бизнес-задач. Преимущество интегратора в том, что он может комбинировать продукты разных вендоров, дополняющие друг друга.
Есть ли в портфеле IBS конкурирующие решения?
Есть, и это делается сознательно. Но не для того, чтобы столкнуть вендоров лбами. При всей схожести заявленного функционала нет абсолютно одинаковых продуктов. Для решения конкретной задачи всегда какой-то продукт оказывается предпочтительнее. У IBS обширная продуктовая экспертиза. Мы понимаем сильные и слабые стороны разных технологических платформ. Мы умеем эффективно комбинировать их и объяснять их преимущества заказчикам.
Стремятся ли заказчики сами разобраться в технологиях или склонны доверять вашей экспертизе?
По-разному. Например, заказчики из телекома, банковской, добывающей отраслей привыкли копать глубоко. Исторически у них сформированы сильные ИТ-подразделения, с ними много и плотно работают все крупные вендоры. Таким компаниям требуется серьезная техническая аргументация. Другие компании, напротив, охотно перекладывают все технические вопросы на интеграторов. Сами они не очень хорошо представляют возможности Больших Данных — что-то читали, что-то слышали от коллег. Они хотят иметь мощное бизнес-решение, которое поможет им подняться на новый уровень успешности, а технологии им неинтересны. Главное, чтобы решение было понятным и не слишком сложным в эксплуатации.
Всегда ли компании понимают, какие из их бизнес-задач лежат в сфере применения Больших Данных?
Далеко не всегда. Иногда все начинается с решения привычных задач, где о Больших Данных никто не думал и не слышал. Например, из классической задачи формирования финансовой отчетности вырастает необходимость анализа больших объемов гетерогенных данных, собранных из разных источников. А это уже проблематика Больших Данных. Еще один пример: сегментирование клиентской базы и формирование продуктового портфеля. Возможность дополнить классические решения функционалом для прогнозирования спроса — сфера применения Больших Данных.
Какую роль IBS отводит направлению по работе с Большими Данными?
Безусловно, это стратегически важное направление. Мы начинали как отдельный дивизион управления данными, но сейчас расширяемся, интегрируясь с направлением бизнес-приложений. Очевидно, что аналитические системы тесно связаны с производственными решениями, такими как ERP. Переплетение этих практик — залог успеха при общении с заказчиками. Мы показываем, что умеем не просто хранить данные, а использовать их.
Может быть, по количеству специалистов практика Больших Данных и не самая большая в IBS, направление бизнес-приложений пока лидирует, но по темпам развития она точно опережает остальных — за последний год число занятых в ней сотрудников выросло в несколько раз.
Сложно ли найти специалистов, умеющих работать с Большими Данными? Ведь в вузах, наверное, этому еще не учат?
Начинают учить. IBS сотрудничает с рядом вузов, которые создают специализированные программы по изучению методов работы с Большими Данными. Недавно я корректировал для двух вузов программы по подготовке как аналитиков данных, так и более технических специалистов-разработчиков. Скоро появятся первые выпускники.
Тематика Больших Данных интересна, и наше ИТ-сообщество хорошо впитывает этот материал. С точки зрения теоретической подготовки особых трудностей мы не наблюдаем. Но иногда требуются люди, которые не только понимают тему, но и имеют практический опыт. Поскольку тематика Больших Данных относительно молодая, мы растим таких специалистов сами. Ну и, конечно, сотрудничаем с вендорами по вопросам подготовки наших специалистов.
Сегодня аналитики-экономисты часто используют выражение «необъявленный кризис». Влияет ли он на готовность компаний инвестировать в новые технологии, идти на риск?
Стагнация в экономике для ниши Больших Данных — это как раз потенциальная зона роста. Многие компании вынуждены реструктурировать свой бизнес, искать новые модели сегментирования клиентов, способы таргетирования товаров, которые позволят не потерять долю рынка. Все это сферы применения Больших Данных.
Каких возможностей не хватает сегодня при работе с Большими Данными?
Я бы сказал, решений сегодня, наоборот, слишком много, большая часть необходимого функционала ими покрыта. Есть крупные производители, разрабатывающие целые пакеты решений, они говорят «мы можем все». Есть нишевые разработчики, они говорят «мы можем это лучше всех». В таком многообразии заказчикам легко потеряться. Формирование продуктового портфеля становится очень непростой задачей. Если сравнивать с каким-то устоявшимся сегментом, например CRM, там есть четкая категоризация решений, понимание задач и соответствующих инструментов. По Большим Данным такого понимания пока нет. И это дает возможность интегратору проявить свои сильные стороны — знание технологий и независимость от вендоров, высказать объективное мнение, расставить акценты. А если уж заказчикам не хватает чего-то совершенно особенного, то для них это сделают. Уверен, в ближайшее время рынок производителей начнет пополняться российскими разработчиками технологий Больших Данных.