Любая новая технология в процессе своего «вхождения» в реальную жизнь — предприятий или частных лиц — неизбежно проходит стадию, когда всплывают нетехнологические проблемы ее внедрения. Как правило, они связаны с эффектом масштабирования — меняется портрет среднестатистического пользователя. И, с некоторой долей условности, можно считать возникновение такого рода трудностей свидетельством признания технологии жизнеспособной — раз уж она пошла в массы, то ее внедрение не является простой данью моде.
На конференции Enterprise Mobility Conference 2014, которую провело агентство IDC, проблемы, возникающие при движении мобильности «вниз», периодически упоминались, хотя основное место в докладах, конечно, отводилось победной поступи концепции BYOD и ее разновидностям — CYOD (Choose Your Own Device, организация предоставляет сотрудникам устройства с уже оформленным договором на услуги связи) и COPE (Corporate-Owned, Personally Enabled, сотрудник получает от организации мобильное устройство и сам занимается его настройкой и обслуживанием, в том числе и при использовании в личных целях).
Как отметила Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC Russia в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, в 2013 году, например, почти 70% устройств, используемых в корпоративной среде, были личными. Опрошенные агентством сотрудники центрально- и западноевропейских компаний по-прежнему выражали удовлетворенность тем, что планшеты и смартфоны повысили гибкость их расписания, продуктивность работы и возможности по сотрудничеству.
Однако 65% из пяти с небольшим сотен опрошенных европейских компаний не только не имели в 2013 году мобильной стратегии, но и не планировали ей обзаводиться. Треть компаний такую стратегию имели, в 2012 году таковых было 25%, рост не слишком значительный по сравнению с темпами роста количества используемых смартфонов и планшетов.
Как показали данные опросов, ИТ-директоров, занятых внедрением корпоративной мобильности, беспокоили как технические проблемы (с интеграцией мобильных устройств в имеющуюся инфраструктуру и обеспечением безопасности работы) так, и связанные с человеческим фактором (затраты на связь, общая стоимость владения и соблюдение законодательства).
По мере того как мобильными средствами оснащаются все более широкие массы сотрудников и меняется «портрет» среднего пользователя, меняются и сопутствующие задачи. Планшет топ-менджера надо защитить от всех видов угроз. Работа сложная, но «штучная». Для обеспечения безопасности информации на устройствах «просто менеджеров» необходимо найти средства не только надежные, но и относительно недорогие. Для рядовых сотрудников, работающих «в поле», мобильное устройство — еще один контролер, способный как минимум определить их местоположение и степень вовлеченности в рабочие процессы. Требования к обеспечению безопасности при этом никто не отменял, особенно важно иметь возможность удаленного блокирования утерянных или украденных планшетов и удаленного уничтожения информации на них.
Впрочем, перед компаниями, занимающимися внедрением корпоративной мобильности, скоро встанет и новая задача. Грядет Интернет вещей, и устройства, способные обмениваться информацией, также нужно будет интегрировать в сети предприятий. А их будет несоизмеримо больше, чем сотрудников, по прогнозам IDC — 212 млрд к 2020 году.